Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 23.09.2019, 02:17

Центр

реабилитации

 и

развития

"Генезис"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Развитие ребенка в норме

Показатели развития ребенка

От 0 до 12 месяцев

      Развитие ребенка на первом году можно условно разделить на 5 основных этапов: I – период новорожденности; II период – 1-3 месяца; III период – 3-6 месяцев; IV период – 6-9 месяцев; V период – 9-12 месяцев.

I период (период новорожденности)

Моторное развитие

·         Характерна сгибательная поза. Руки согнуты во всех суставах, приведены к грудной клетке, кисти сжаты в кулачки, большой палец приведен к ладони. Ноги несколько согнуты во всех суставах.

·         Хаотичные некоординированные движения.

·         Вызываются все рефлексы новорожденного.

·         К третьей неделе ребенок в положении на животе делает попытку приподнять голову.

Познавательное развитие

·         Идет формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций: в возрасте 10 дней ребенок удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение), в возрасте 20 дней – неподвижный предмет (лицо взрослого).

·         Прислушивается при сильном звуковом раздражителе.

·         В возрасте 1 мес. – зрительное сосредоточение и плавное прослеживание движущегося предмета и длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к звуку игрушки, голосу взрослого).

·         В ответ на ласковое обращение появляется положительная эмоциональная реакция.

Доречевое развитие

·         Крик громкий, чистый среднего или низкого тона, с коротким вдохом и удлиненным выдохом, длительностью не менее 1-2 секунд, без интонационной выразительности. Временами ребенок издает отдельные гортанные звуки, средние между а и э.

·         Выявляются безусловные пищевые и оборонительные рефлексы, которые проявляются с рождения, а затем постепенно угасают.

 

II период (1-3 месяца)

Моторное развитие

·         Сгибательная поза менее выражена.

·         Нарастание объема движений в конечностях, особенно в руках (подносит руки ко рту, к концу периода короткое время удерживает вложенную в руку игрушку).

·         Активные повороты головой в стороны, особенно на звуковой стимул.

·         На третьем месяце, лежа на спине, пытается поднять голову.

·         Лежит на животе, опираясь на предплечья и полусогнутые ноги.

·         В начале периода безусловные рефлексы ярко выражены, к его концу начинают угасать.

Познавательное развитие

·         «Комплекс оживления».

·         Длительное зрительное сосредоточение и прослеживание предмета (во всех направлениях).

·         Возникает поисковая реакция: ищущие повороты головы при длительном звуке.

·         Различает интонации голоса взрослого.

·         Первые направленные движения руки к игрушке.

Доречевое развитие

·         Крик с отчетливой интонацией.

·         Частота крика снижается, вместо него появляется начальное гуление (гуканье) на фоне положительного эмоционального состояния (повторно произносит различные гласные и гортанные согласные).

·         Появляется первый смех, радостные повизгивания.

III период (3-6 месяцев)

Моторное развитие

·         Исчезает физиологический гипертонус.

·         Объем движений в конечностях полный.

·         Направляет руки ко рту, следит за их движением.

·         Захватывает, ощупывает, перекладывает в руках игрушку. При кормлении придерживает бутылочку рукой.

·         В 4 мес. пытается повернуться на бок. К концу третьего периода осваивает поворот со спины на живот, затем возникают повороты вокруг оси тела.

·         В 4-5 мес. лежит на животе, опираясь на предплечья, согнутые под прямым углом, открывает кисть.

·         К 6 мес. ровно стоит при поддержке, поворачивается со спины на живот. Лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук.

·         В 6 мес. ест с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки.

·         Безусловные рефлексы не вызываются. 

Познавательное развитие

·         Совершенствуется зрительное и слуховое сосредоточение и прослеживание в любом положении (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого).

·         К 4 мес. локализует звук в пространстве (поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его).

·         По разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека (при виде чужих людей перестает улыбаться, усиленно и напряженно их рассматривает, может заплакать).

·         Узнает маму, радуется при ее появлении и кричит после ее ухода.

·         К 6 мес. узнает по звучанию свое имя.

·         В 4-5 мес. начинает тянуться к игрушке и захватывает ее, развивается зрительно-моторная координация.

Доречевое развитие

·         Певучее гуление.

·         Гуление начинает выполнять функцию общения ребенка с окружающими (активнее гулит в присутствии других людей).

·         Появляются цепочки звуков, которые постепенно удлиняются.

·         К 6 мес. появляется сочетание губных звуков с гласными (па, ба, ма).

IV период (6-9 месяцев) 

Моторное развитие

·         В 6 мес. при подтягивании за руки наклоняет голову вперед, садится.

·         Часто меняет позу, быстро поворачивается на живот, с живота на спину, на животе высоко поднимает голову, поворачивает ее во все стороны.

·         Опираясь на одну руку, другой тянется к игрушке.

·         Появляется совместное движение глаз и руки.

·         В начале периода начинает ползать назад, к 8 мес. – двигается вперед, встает на четвереньки.

·         В 6 мес. сидит непродолжительное время, в 7-8 мес. садится самостоятельно и может сидеть без поддержки с достаточно прямой спиной. В 8-9 мес. – начинает самостоятельно вставать.

·         К 8 мес. хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, сам держит и грызет сухарик, яблоко.

Познавательное развитие

·         Возникает понимание обращенной речи (выделение по голосу близких людей, несколько знакомых предметов, игрушек, звучащих, часто называемых и находящихся в определенном месте).

·         Выполняет разученные ранее действия: «Ладушки», «Дай ручку», «До свидания».

·         Осуществляет неспецифические манипуляции с предметами (перекладывает из руки в руку, стучит, трясет ими, похлопывает по ним рукой, тянет в рот, сосет, бросает). Все действия сопровождаются выразительной мимикой, разнообразными голосовыми реакциями.

·         Появляется готовность к совместной игровой деятельности. 

Доречевое развитие

·         Появляется лепет. К 6 мес. ребенок начинает произносить сочетания губных и гласных звуков (ба-а-а, ма-а-а). Вначале ребенок произносит слоги однократно, очень редко, затем начинает повторять два одинаковых слога (ба-ба, па-па, ма-ма, да-да).

·         В 6-7 мес. лепет приобретает социализированный характер. Ребенок больше лепечет при общении со взрослыми, слушает речь других.

 

V период (9-12 месяцев)

Моторное развитие

·         Ползанье становится основной формой передвижения.

·         Совершенствуется самостоятельное сидение, умение сесть из любого положения тела и вставание.

·         Начинает ходить сначала у опоры, затем самостоятельно.

·         Дифференцируются движения пальцев: появляется указательный жест.

·         Начинает мять и рвать бумагу.

·         К концу периода может взять предмет двумя пальцами.

Познавательное развитие

·         Интенсивно развивается понимание обращенной речи (по просьбе взрослого находит и дает предметы и игрушки, отвечает действием на словесную инструкцию, играет в «Ладушки», «Прятки», «Догонялки», «Сорока – ворона».

·         Осуществляет специфические манипуляции с предметами (резиновую игрушку сжимает, погремушкой гремит, мяч катает, коробку с крышкой открывает – закрывает, кольца снимает со стержня, отталкивает подвешенные игрушки).

·         В 9-10 мес. подражает в действиях другому ребенку, показывает части лица на другом человеке. Спокойно относится к высаживанию на горшок.

·          К концу периода складывает пирамидку из колец с небольшими отверстиями, различает предметы по форме: кубики, кирпичики, мячики. Понимает первые обобщения – машинки, куклы, кубики, мячики. На картинке правильно показывает знакомые предметы и героев. Слушает сказки и стихи с одновременным рассматриванием иллюстраций. Показывает части своего тела. Голосом сигнализирует о биологических нуждах.  Появляется реакция торможения при слове «нельзя»

Доречевое развитие

·         9 мес. – лепет с богатым разнообразием звукосочетаний, интонационно выразительная имитация фразы.

·         10 мес. – повторяет за взрослым новые слоги, произносит первые лепетные слова: «ма-ма», «па-па», «ба-ба».

·         11 мес. – увеличивается запас лепетных слов, появляются первые упрощенные слова: «кис-ки

Развитие речи детей в норме
Как правильно оценить состояние речи своего ребенка? Как и когда ребенок должен заговорить? В каких случаях пора волноваться? 
Многие родители считают, что не следует вмешиваться, что ребенок подрастет и сам научится говорить. Это ошибка! Если вы заподозрили неладное в речевом развитии ребенка, лучше перестраховаться и обратиться к специалисту.
Для того, чтобы вы смогли правильно оценить уровень речевого развития своего ребенка, познакомьтесь с протеканием речевого развития ребенка в норме. 
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, в процессе общения. Без наличия здоровой языковой среды немыслимо полноценное речевое развитие.
Для нормального формирования речи необходима зрелость определенных зон коры головного мозга и органов чувств ребенка (слуха, зрения,

Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей

Центр реабилитации и развития "Генезис" © 2010 - 2019
Используются технологии uCoz