Развитие ребенка на первом году можно условно разделить на 5 основных этапов: I – период новорожденности; II период – 1-3 месяца; III период – 3-6 месяцев; IV период – 6-9 месяцев; V период – 9-12 месяцев.
Моторное развитие
- Характерна сгибательная поза. Руки согнуты во всех суставах, приведены к грудной клетке, кисти сжаты в кулачки, большой палец приведен к ладони. Ноги несколько согнуты во всех суставах.
- Хаотичные некоординированные движения.
- Вызываются все рефлексы новорожденного.
- К третьей неделе ребенок в положении на животе делает попытку приподнять голову.
Познавательное развитие
- Идет формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций: в возрасте 10 дней ребенок удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение), в возрасте 20 дней – неподвижный предмет (лицо взрослого).
- Прислушивается при сильном звуковом раздражителе.
- В возрасте 1 мес. – зрительное сосредоточение и плавное прослеживание движущегося предмета и длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к звуку игрушки, голосу взрослого).
- В ответ на ласковое обращение появляется положительная эмоциональная реакция.
Доречевое развитие
- Крик громкий, чистый среднего или низкого тона, с коротким вдохом и удлиненным выдохом, длительностью не менее 1-2 секунд, без интонационной выразительности. Временами ребенок издает отдельные гортанные звуки, средние между а и э.
- Выявляются безусловные пищевые и оборонительные рефлексы, которые проявляются с рождения, а затем постепенно угасают.
Моторное развитие
- Сгибательная поза менее выражена.
- Нарастание объема движений в конечностях, особенно в руках (подносит руки ко рту, к концу периода короткое время удерживает вложенную в руку игрушку).
- Активные повороты головой в стороны, особенно на звуковой стимул.
- На третьем месяце, лежа на спине, пытается поднять голову.
- Лежит на животе, опираясь на предплечья и полусогнутые ноги.
- В начале периода безусловные рефлексы ярко выражены, к его концу начинают угасать.
Познавательное развитие
- «Комплекс оживления».
- Длительное зрительное сосредоточение и прослеживание предмета (во всех направлениях).
- Возникает поисковая реакция: ищущие повороты головы при длительном звуке.
- Различает интонации голоса взрослого.
- Первые направленные движения руки к игрушке.
Доречевое развитие
- Крик с отчетливой интонацией.
- Частота крика снижается, вместо него появляется начальное гуление (гуканье) на фоне положительного эмоционального состояния (повторно произносит различные гласные и гортанные согласные).
- Появляется первый смех, радостные повизгивания.
Моторное развитие
- Исчезает физиологический гипертонус.
- Объем движений в конечностях полный.
- Направляет руки ко рту, следит за их движением.
- Захватывает, ощупывает, перекладывает в руках игрушку. При кормлении придерживает бутылочку рукой.
- В 4 мес. пытается повернуться на бок. К концу третьего периода осваивает поворот со спины на живот, затем возникают повороты вокруг оси тела.
- В 4-5 мес. лежит на животе, опираясь на предплечья, согнутые под прямым углом, открывает кисть.
- К 6 мес. ровно стоит при поддержке, поворачивается со спины на живот. Лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук.
- В 6 мес. ест с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки.
- Безусловные рефлексы не вызываются.
Познавательное развитие
- Совершенствуется зрительное и слуховое сосредоточение и прослеживание в любом положении (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого).
- К 4 мес. локализует звук в пространстве (поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его).
- По разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека (при виде чужих людей перестает улыбаться, усиленно и напряженно их рассматривает, может заплакать).
- Узнает маму, радуется при ее появлении и кричит после ее ухода.
- К 6 мес. узнает по звучанию свое имя.
- В 4-5 мес. начинает тянуться к игрушке и захватывает ее, развивается зрительно-моторная координация.
Доречевое развитие
- Певучее гуление.
- Гуление начинает выполнять функцию общения ребенка с окружающими (активнее гулит в присутствии других людей).
- Появляются цепочки звуков, которые постепенно удлиняются.
- К 6 мес. появляется сочетание губных звуков с гласными (па, ба, ма).
Моторное развитие
- В 6 мес. при подтягивании за руки наклоняет голову вперед, садится.
- Часто меняет позу, быстро поворачивается на живот, с живота на спину, на животе высоко поднимает голову, поворачивает ее во все стороны.
- Опираясь на одну руку, другой тянется к игрушке.
- Появляется совместное движение глаз и руки.
- В начале периода начинает ползать назад, к 8 мес. – двигается вперед, встает на четвереньки.
- В 6 мес. сидит непродолжительное время, в 7-8 мес. садится самостоятельно и может сидеть без поддержки с достаточно прямой спиной. В 8-9 мес. – начинает самостоятельно вставать.
- К 8 мес. хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, сам держит и грызет сухарик, яблоко.
Познавательное развитие
- Возникает понимание обращенной речи (выделение по голосу близких людей, несколько знакомых предметов, игрушек, звучащих, часто называемых и находящихся в определенном месте).
- Выполняет разученные ранее действия: «Ладушки», «Дай ручку», «До свидания».
- Осуществляет неспецифические манипуляции с предметами (перекладывает из руки в руку, стучит, трясет ими, похлопывает по ним рукой, тянет в рот, сосет, бросает). Все действия сопровождаются выразительной мимикой, разнообразными голосовыми реакциями.
- Появляется готовность к совместной игровой деятельности.
Доречевое развитие
- Появляется лепет. К 6 мес. ребенок начинает произносить сочетания губных и гласных звуков (ба-а-а, ма-а-а). Вначале ребенок произносит слоги однократно, очень редко, затем начинает повторять два одинаковых слога (ба-ба, па-па, ма-ма, да-да).
- В 6-7 мес. лепет приобретает социализированный характер. Ребенок больше лепечет при общении со взрослыми, слушает речь других.
Моторное развитие
- Ползанье становится основной формой передвижения.
- Совершенствуется самостоятельное сидение, умение сесть из любого положения тела и вставание.
- Начинает ходить сначала у опоры, затем самостоятельно.
- Дифференцируются движения пальцев: появляется указательный жест.
- Начинает мять и рвать бумагу.
- К концу периода может взять предмет двумя пальцами.
Познавательное развитие
- Интенсивно развивается понимание обращенной речи (по просьбе взрослого находит и дает предметы и игрушки, отвечает действием на словесную инструкцию, играет в «Ладушки», «Прятки», «Догонялки», «Сорока – ворона».
- Осуществляет специфические манипуляции с предметами (резиновую игрушку сжимает, погремушкой гремит, мяч катает, коробку с крышкой открывает – закрывает, кольца снимает со стержня, отталкивает подвешенные игрушки).
- В 9-10 мес. подражает в действиях другому ребенку, показывает части лица на другом человеке. Спокойно относится к высаживанию на горшок.
- К концу периода складывает пирамидку из колец с небольшими отверстиями, различает предметы по форме: кубики, кирпичики, мячики. Понимает первые обобщения – машинки, куклы, кубики, мячики. На картинке правильно показывает знакомые предметы и героев. Слушает сказки и стихи с одновременным рассматриванием иллюстраций. Показывает части своего тела. Голосом сигнализирует о биологических нуждах. Появляется реакция торможения при слове «нельзя»
Доречевое развитие
- 9 мес. – лепет с богатым разнообразием звукосочетаний, интонационно выразительная имитация фразы.
- 10 мес. – повторяет за взрослым новые слоги, произносит первые лепетные слова: «ма-ма», «па-па», «ба-ба».
- 11 мес. – увеличивается запас лепетных слов, появляются первые упрощенные слова: «кис-кис»
Как правильно оценить состояние речи своего ребенка? Как и когда ребенок должен заговорить? В каких случаях пора волноваться?
Многие родители считают, что не следует вмешиваться, что ребенок подрастет и сам научится говорить. Это ошибка! Если вы заподозрили неладное в речевом развитии ребенка, лучше перестраховаться и обратиться к специалисту.
Для того, чтобы вы смогли правильно оценить уровень речевого развития своего ребенка, познакомьтесь с протеканием речевого развития ребенка в норме.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, в процессе общения. Без наличия здоровой языковой среды немыслимо полноценное речевое развитие.
Для нормального формирования речи необходима зрелость определенных зон коры головного мозга и органов чувств ребенка (слуха, зрения)