Вы считаете, что вашему ребенку нужна логопедическая коррекция? Получите консультацию специалиста в центре реабилитации и развития «Генезис».
Основные направления нашей работы
- исправление звукопроизношения (массаж, артикуляционная гимнастика, постановка, автоматизация, дифференциация звуков);
- накопление и расширение словаря;
- обучение фразовой речи;
- исправление нарушений чтения и письма, обучение грамоте;
- помощь при заикании;
- восстановление речи после инсульта и ЧМТ.
Что делать, если ваш ребенок не говорит?
Ваш ребенок родился здоровым, вовремя начал сидеть, ходить. Он понимает о чем говорят окружающие, свои потребности обозначает жестами, но упорно молчит. Многие родители, видя других детей, сравнивая своего с ними начинают беспокоиться.
Что же делать, к кому обратиться?
Если после 2-х лет малыш не заговорил - обратитесь к логопеду
Вероятно, если ребенок хорошо развивается в других направлениях – это допустимый вариант нормы. Но если и после 2-х лет малыш не заговорил, обратитесь к логопеду.
Скорее всего специалист посоветует: читать далее...
1. Разговаривать с ребенком больше и чаще.
Сопровождайте все свои и его действия, все, что происходит вокруг речью, задавайте малышу много вопросов и внимательно «выслушивайте его ответы». Отвечайте за него, используя простые короткие фразы. Многократно повторяйте их.
2. Проверить слух ребенка.
Если ребенок слишком близко подходит к источнику звука, не сразу реагирует на обращение к нему , Вашему малышу нужно снять аудиограмму. Ведь даже незначительное снижение слуха мешает развитию речи.
3. Читать ребенку книжки.
Каждую прочитанную книгу обязательно обсудите с ребенком, проиграйте сказку или историю, нарисуйте или слепите героев прочитанного.
4. Поставить ребенка в ситуацию, когда его не понимают.
Стремление ребенка получить от взрослого какой-то предмет создаст для него необходимость выразить свое желание словами. Но не переусердствуйте, ребенок не должен обидеться.
5. Развивать мелкую моторику ребенка.
Уровень развития речи тесно связан с качеством тонкой моторики. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие ребенка, в том числе развитие речи.
Начинайте тренировать пальчики ребенка как можно раньше:
А) Делайте массаж пальчиков и кистей рук от кончиков пальцев до запястья.
Б) Делайте пальчиковую гимнастику ( «Сорока-белобока»). Поищите в магазинах специальные пособия.
В) Для развития мелкой моторики полезно застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков , развязывание узелков на шнурках, а так же рисование, раскрашивание (только карандашами), лепка из пластилина, глины и даже теста. Работайте с крупой, веревочками, собирайте бусы, мозаики, конструктор.
А чего же делать не следует?
- Не приставайте постоянно с просьбами: «Скажи», «повтори», «назови». Не требуйте от ребенка невозможного.
- Не упрекайте, не наказывайте его за то, что он все еще не говорит. Ощущение неуспеха порождает у ребенка тревогу.
- Не ставьте ему в пример других. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, замечая именно его успехи.
Причину молчания ребенка не всегда бывает просто определить. Часто родители чувствуют себя виноватыми, уязвленными, начинают сердиться и ссориться с ребенком. Постарайтесь, чтобы негативные эмоции не испортили Вашего контакта с ребенком.
Успехов Вам!
Речь - функция головного мозга
Итак, малыш родился. Первые три недели — сплошная борьба за его выживание: забота о пупочке, о каких-то неблагополучных симптомах, которые постепенно в течение 2-3-х недель сходят на нет. Затем проблемы с купанием, присыпками, пеленанием. Мама и папа учатся: оказывается, что пеленки надо проглаживать с обеих сторон.
Слышащий ребенок начинает говорить в 14-18 месяцев
И при чем тут советы логопеда? А вот при чем. Физиологами раннего детства выяснено, что уже на третьей неделе жизни ребенок начинает реагировать не только на тактильное восприятие материнских рук, на яркий свет, но и на звуки. И неспроста из глубины веков из поколения в поколение передаются от бабушек мамам колыбельные песни, которые успокаивают, убаюкивают ребенка. Вначале это песни на каком-либо одном слоге, затем они оречевляются, обрастают значимыми для ребенка словами. Очень рано ребенок начинает реагировать на тембр голоса матери и других людей, но главное — на интонации. Известно, что точное содержание, значение слова может быть выражено только интонацией. Самые ласковые слова, произнесенные с угрожающей интонацией, даже взрослого повергают ветрах, не говоря уж о ребенке. И только ласковая интонация успокоит его. Читать далее...
Так вот, начнем с того, что ребенок прежде всего начинает различать интонации, выделять интонации любящих его мамы, бабушки, отца.
Мама должна начать говорить со своим малышом буквальной на третьей неделе его жизни, и даже с первого дня: голос матери всегда будет действовать на него положительно. Все действия, которые она с ним совершает: пеленание, купание,кормление и т. п. — она должна сопровождать подобием беседы с ним, например, «сейчас я посмотрю, что тебе не нравится, почему ты вертишься, плачешь» и т. д: Мать должна говорить не спеша, ласково, напевно. Так закладывается в еще не дифференцированной слухо-речевой памяти младенца та канва, на которой в будущем будет расцветать, вырисовываться речевой опыт ребенка, появится его первый лепет.
О движениях. В настоящее время общепринятым считается мнение, что детей с самого раннего возраста не следует пеленать, надевать им распашонки с зашитыми рукавами, чтобы дети не царапали себе лицо. Как взрослому, так и ребенку необходима свобода движений. Ограничение движений ребенка путем пеленания тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. И вот тут-то и появляется проблема правшества и левшества у малыша. Ограничение движений рук сказывается на скорости формирования двигательных структур мозга.
Не забывайте, что человек и, прежде всего, ребенок склонен к подражательству. Какой рукой едят переученные в детстве с левой руки на правую родители, такой рукой может непроизвольно научиться есть и ребенок. И ничего плохого в этом нет, т.к. и ребенок-правша учится многое делать левой рукой, но никто на это не обращает внимание.
Ребенок учится говорить на родном языке в результате подражания речи окружающих его людей и, прежде всего, непроизвольно воспринимая на слух речь матери. При этом воспринимаемая на слух речь матери фиксирует мелодику родного языка, различные варианты интонаций, которые во всех языках мира различны.
Итак, слух! Ребенок, потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (педагог, обучающий глухих детей речи) не обучит его «чтению с губ», не научит его с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие произносить отдельные звуки, затем слова, — в лучшем случае, в 3-4-летнем возрасте.
Слышащий ребенок, воспринимая правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 14-18 месяцев со дня рождения. Но до этого он проходит стадии гуления и лепета. Гуление — следствие случайно возникающих позиций будущего артикуляционного аппарата, то есть губ, языка, мягкого неба, глотки и гортани. Гуление у детей всего мира одинаковое. В 6-8 месяцев ребенок начинает лепетать, и его звуковой состав — результат «настройки» артикуляционного аппарата по слуховому, акустическому подражанию речи окружающих. Первыми звуками детей оказываются некоторые гласные и простейшие согласные: м, п, б, н, т, д. Одновременно ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, как правило, из одного слога: «ма», «на», «ди» (иди), «ту», «да» (дай).
И лишь много позже, примерно к полутора-двум годам начинает формироваться первейший лексический состав речи ребенка, очень небольшой, одно-двусложный, состоящий из небольшого числа как слогов, так и слов.
НО! Но мозг человека организован так, что каждое из полушарий головного мозга выполняет (правда не сразу) свои определенные функции.Так, у взрослого человека-правши правое полушарие дифференцирует, опознает все неречевые, предметные признаки; затылочные доли ответственны за зрительное восприятие всего многообразия мира: от восприятия индивидуальных черт лица, особенностей всего растительного, живого и неживого мира, до огромной цветовой палитры, всех оттенков краски, радуги и т. п.
Височная доля правши воспринимает все неречевые звуки, издаваемые окружающим нас миром: различный шум воды, шорохи, шум ветра, пение птиц, «голоса» животных, и более того — восприятие интонаций речи, тембра голоса, всего многообразия музыкальных произведений.
Теменная же доля правого полушария у правши позволяет человеку осязать структуру своего тела, его частей и принимает активное участие в кинестетических навыках самообслуживания: ходьбы, бега, одевания и т. п.
Левое же полушарие у правши сугубо речевое: височная доля у взрослого человека «ответственна» за восприятие фонем родного (а позже и иностранного) языка, за слухо-речевую память, «ответственную» за акустическое удержание в речевой памяти серии слов, чтобы понять смысл развертывающейся во времени речи собеседника. Затылочная доля левого полушария у правши несет функцию распознавания пространственно организованных символов: алфавита, математических знаков, дорожных знаков, то есть эта доля позволяет читать и контролировать написанное слово (текст). Чрезвычайно важную функцию осуществляет у правши левая теменная доля: именно она хранит в своей памяти все артикуляционные навыки, все нюансы произношения мягких и твердых звуков в сочетании с гласными или другими согласными. Кроме того, эта левая теменная доля хранит в своей памяти весь лексикон человека, понимание и употребление сложных речевых оборотов (пословиц, поговорок, метафор, употребление предлогов, наречий и других частей речи).
И наконец, левая лобная доля правши организует синтаксис высказывания, которое развертывается во времени, эмоционально-волевую сферу, формирует навыки логического мышления, логического поведения, планирования и регулирования всей нашей деятельности. Все речевые навыки закрепляются только при помощи функций лобной доли.
У абсолютного правши ведущими являются левые ухо, глаз, рука, нога. У абсолютного левши ведущими оказываются правые затылочная, теменная, височная и лобная доли, реализующие все речевые и двигательные навыки этой группы населения.
И абсолютным правшам, и абсолютным левшам жить одинаково относительно комфортно в процессе овладения навыками речи, письма и чтения, если левшу насильно не переучивали писать правой рукой.
Кроме абсолютных левшей и правшей, примерно у 50 % населения отмечается парциальное или мозаичное, а иногда и скрытое левшество. Мозаичное в том смысле, что у них доминантными в реализации различных «фрагментов» или «операций» речевой деятельности участвуют не все четыре доли (затылочная, височная, теменная и лобная) правого полушария у левши и левого полушария у правши, а как бы вперемешку. По ведущему глазу субъект может быть левшой, а по «рукости» правшой, и наоборот: по всем признакам человек левша, а ведущий глаз у него не правый, а левый.
Переученный ребенок (левша) слышит речь «непереученным» ухом, и оно не может «найти» те области мозга, которые берут на себя функции устной речи. И пока суть да дело, из-за переучивания ребенка-левши (абсолютного или парциального) с левой руки на правую, в его субдоминантном полушарии без ведома старательных родителей должны образоваться кинестетические проекции руки, а уж рука «тянет» за собой и речь! А второе, субдоминантное у левши, левое полушарие всецело занятое своими неречевыми функциями, видите ли, должно «поступиться» своей драгоценной для него территорией. Вот и возникает у одних детей — «медведь на ухо наступил», у других — абсолютное неумение и нежелание заниматься ручным трудом, шитьем, третьи не могут нарисовать даже цветок и т. д. Вот к чему ведет переучивание. Но и этого мало. Нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие: ребенок становится либо упрямым, «поперечным», либо «сломленным», слабовольным, мнительным, неуверенным в себе, с целой серией комплексов неполноценности, с фиксацией внимания на своих речевых трудностях, с глубокими переживаниями «пустяков», в результате которых возникает заикание... А оно трудно преодолимо.
Не переучивайте детей с левой руки на правую! Не ломайте им психику!
Дайте свободу действия его рукам, и он сам научится многое делать обеими руками.
Хорошо или плохо, когда ребенок парциальный или «абсолютный» левша?
Очень важно воспитывать у ребенка 5-6 лет зрительное и слуховое внимание. Невнимательность у одних детей объясняется их излишней активностью, неусидчивостью, несдержанностью, неумением слушать и наблюдать, у других детей невнимательность возникает в связи с их некоторой замедленностью, вялостью, несобранностью, неорганизованностью и рассеянностью. И первые, и вторые особенности некоторых детей объясняются трудностями у них организации и мобилизации внимания.
В школе эти трудности приводят к тому, что дети невнимательны на уроке, не могут следить за указаниями учителя, начинают импульсивно действовать, не дослушав до конца задание, поспешно или очень медленно его выполняют, из-за чего им приходится получать замечания от учителя, у ребенка пропадает желание учиться. В итоге, — как считает профессор Т. В. Ахутина, — ребенок становится стойко неуспевающим.
Слуховое и зрительное внимание ребенка желательно воспитывать в самом раннем возрасте, предлагая ему найти направление звучащей игрушки (погремушки, пищащих резиновых игрушек), когда ребенок становится старше, ему предлагаютнайти перемещаемые по комнате громко тикающие часы и т. п. Зрительное внимание формируется у дошкольника в процессе занятий с картинным лото, когда надо заполнить маленькими карточками большую карту с рисунками на ту или иную тему, затем две-три такие карты, и другими вариантами настольных игр.
Умение контролировать, вовремя тормозить свое слуховое и двигательное внимание отлично воспитывается в играх на поднимание и опускание рук: Кто летает? Кто бегает? Кто только стоит? Например, птица летает? Диван летает? Бабочка летает? А стол летает? И т. д.
Развитию различных вариантов зрительного и слухового внимания посвящены многие занятия воспитателей детских садов. Четырех-пятилетнего ребенка надо учить быстро переключать свое внимание при показе предметов обихода, частей лица и тела, находить спрятанный предмет или картинку по какому-либо признаку, например, вилку, ложку, ножницы по одной из их частей. На даче можно учить ребенка искать грибы и ягоды по тем или иным приметам и т. д.
Внимание ребенка-левши и его ориентацию в пространстве можно развивать, предлагая сначала показать предметы, лежащие или нарисованные в лото или в книге слева от центра, а уже затем в центре и справа. Левую сторону листа желательно отмечать цветным карандашом, привлекая тем самым его внимание к этой части лица, и написав около нее букву «Л», а справа букву «П».
Развитие речи и мышления у ребенка до пяти лет
В вашей семье живет или только собирается появиться на свет самый прелестный ребенок, лучший на всем земном шаре. О каком великом будущем ребенка мечтают его мать, отец, бабушка и дедушка?
И оно в самом деле велико и прекрасно, это великое будущее: вашему ребенку предстоит овладеть речью и изумительным конкретно-образным мышлением уже к пяти годам.
Как же это произойдет? А. С. Макаренко, который на вопрос молодой мамы: с какого возраста надо ей начинать воспитание ребенка, которому пока только три недели, — ответил, что она уже опаздывает с воспитанием на три недели, так как начинать следует с самого дня рождения.
Итак, воспитание надо начинать с первого дня жизни ребенка и внимательно следить за ним до пятилетнего возраста, а уж там... что посеешь, то и пожнешь. Читать далее...
Да какое же это воспитание с первого дня жизни? Он же еще ничего не видит и ничего не слышит! —- скажете вы. Заглянем в то, что есть мозг новорожденного и мозг пятилетнего ребенка.
Действительно, это два очень отличных мозга, но у них есть и много общего: оба полушария головного мозга состоят из четырех долей, имеющих непосредственное отношение к познанию окружающего мира, к речи и мышлению. Это левополушарные и правополушарные височные (слуховые) доли, соответственно две затылочные (зрительные) доли, две теменные доли, ответственные за тактильные и пространственные координаты всех наших движений, начиная от ходьбы и других навыков ног и рук, а также пространственно организованные движения артикуляционного аппарата, то есть различные «позы» губ, языка, мягкого неба, глотки, гортани и даже мышцы, регулирующие речевое дыхание.
И наконец, две — правая и левая — лобные доли. У лобных долей организационные функции. У малыша они выполняют роль закрепления всех элементарных тактильных, слуховых и зрительных сигналов, стимулируют общую активность ребенка для решения его ежечасных потребностей: быть сытым и чистым, то есть для преодоления дискомфорта, в процессе которого устанавливается «речевой» контакт с мамой, папой, бабушкой.
К концу первого года жизни ребенка заканчивается период дословесной коммуникации. Ребенок проходит стадии случайно возникающих звуков во время гуления. Стадия гуления носит врожденный характер и свойственна для детей всех национальностей. Гуление наблюдается и у глухих детей, у которых не было звукового контакта с матерью, но картина значительно меняется, когда ребенку исполняется 8-9 месяцев1. В 8-9 месяцев слышащий ребенок начинает на слух глобально воспринимать звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом «отвечать» на вопрос «где папа?», «где птичка?» и т. д., причем малыш радуется, что его понимают, подражает взрослым в играх с игрушками, куклами, ложкой, чашечкой и т. п. Слов еще нет, но интонации-восклицания уже варьируются: вокализируются чувства радости и недовольства в сопровождении уже характерных звуков: а-а-а; у-у-у и т. д. На сменугулению пришел лепет. Ребенок уже пытается ходить, играет в «ладушки», машет рукой на слово «до свидания», качает головой на слово «не», но все эти движения ребенка результат того, что им его научили родители.
К 12 месяцам у малышки уже богатая мимика, жесты. И чем больше все члены семьи общаются с ребенком, тем быстрее налаживается их контакт с ним, тем богаче звукосочетания, наблюдаемые в этом важнейшем периоде лепета, из которого в ближайшие месяцы будут рождаться первые слова ребенка.
Бурное развитие понимания речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи, оно закладывает пассивный словарь ребенка. Нередко пауза между тем, когда ребенок стал показывать пальцем на тот или иной предмет, и тем моментом, когда он произнесет слово, обозначающее предмет, насчитывает 5-8 месяцев.
А пока что малыш еще лопочет «тя-тя-тя», «па-па-па» и т. д., с трудом повторяя эти слоги. И если взрослый может научить ребенка в 9-10 месяцев по заданию делать те или иные движения, то артикулировать по заданию он еще не может.
Примерно к началу второго года жизни у ребенка в процессе общения со взрослым появляется понимание того, что предметы имеют названия, и в год и два месяца у малыша появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый интонацией требования: «назови». Указательный жест малыша настойчиво перемещается с одного предмета на другой, иногда возвращается к уже «пройденным» предметам, а он все переводит свой указательный пальчик и переводит его, пока не «насытится» познанием того, что разные предметы имеют разное название. Этот момент активного указательного жеста является большим скачком в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления, связанного с первичным выделением на слух звуковой оболочки слова.
Итак, ваш малыш подвижен, бегает по квартире, за ним нужен глаз да глаз, он может залезть на стол, буфет, пианино, схватить нож, перевернуть стоящие на столе предметы. Он всеми силами старается быть «полезным»: диванные подушки могут плавать в ванной, книги могут быть сброшены с полок, а нечаянно возникшая на полу ЕГО лужица может быть растерта ручками, затем вытертыми о рубашку, штанишки или платьице.
Все интересно. Он познает мир и узнает, что чайник горячий, ножницы колкие, стакан стеклянный и потому разбился; он (она) начинает фантазировать, например, не просто берет пустышку-соску в рот, а кладет ее на ложку и с ложки пытается ее отправить по назначению, и т. д. и т. п. Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни слушал «мамино пение» колыбельных или русских народных песен. Современная тенденция заменять «мамино пение» магнитофонными записями не только классической, а нередко и популярной музыки, не стимулирует восприятие ребенком мелодики и лексики родного языка, оглушает его. Пение должно быть тихим, но разборчивым. И тогда ваш младенец именно в самом начале второго года жизни начнет, слушая пластинку, петь мелодии «Полюшко-поле» или «Во поле береза» или «Вечерний звон» и т. д. Это, возможно, предупредит у ребенка-левши появление заикания как следствия задержки речевого развития. Он (она) приобретает жизненный опыт, слышит и понимает уже речь родителей, у него (у нее) накапливается пассивный словарь в понимании многих сложных глаголов, наречий (тут, там, сюда, потом и др.), бурно накапливается понимание многих сложных глаголов с приставками (на, в, к). В активном словаре такого человечка уже 30-35 слов, состоящих из одного-двух слогов и произносимых при помощи 6-8 звуков с разными слоговыми вариациями, которые понимает только мама, но это уже общение с помощью речи.
Развитие, речи у детей может протекать различно. У одних — довольно медленно формируется «высказывание» из 2-3-х слов, но эти малыши быстро, к году и восьми месяцам, а то и раньше, овладевают произношением почти всех звуков родного языка, и лишь затем их «фраза» возрастает до 2-3-х слов и больше. У другой группы ребятишек бурно развивается мелодика речи, они произносят длинные «фразы», но понимает их только мать, так как у них еще нет большинства звуков, и они «оперируют» появившимися у них несколькими слогами. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков, что обусловлено, вероятно, более пластичной нервной системой девочек.
К двум годам здоровый, нормально развивающийся ребенок, живущий не в «Доме ребенка» и не в яслях, а дома, с которым много говорили не только отец и мать, но и все члены семьи, который уже «танцует» (очень важна ритмичная под музыку двигательная активность ребенка), с которым много пели песен для детей ивзрослых композиторов В. Я. Шаинского и А. И. Пахмутовой1, и обязательно протяжные, умные русские народные песни; который слышал много сказок, потешек, добрых стишков для детей, который, подражая взрослым, начинает рано тянуться к карандашу и который любит рассматривать картинки в книгах, соответствующих его возрасту, — начинает свободно говорить, не освоив, допустим, к двум годам лишь самый сложный звук «р».
Ребенок уже самостоятельно играет с любимыми игрушками, не переставая разговаривать с ними. Девочки поют своим куклам колыбельные песни, а мальчуганы какие-то «военные». Но все уже знают «В лесу родилась елочка...».
Если от 1 года до 1 года 10 месяцев у ребенка наблюдаются только односложные, редко двусложные предложения, затем происходит «скачок»: появляется предложение из нескольких слов со множеством существительных с уменьшительными суффиксами, появляются наречия с глаголами, после 2-х лет (до 2 лет и 6 месяцев) наблюдается бурное нарастание употребления предлогов, местоимений, прилагательных, наречий, сложных предложений с союзами, вопросительными словами. После 2 лет 6 месяцев у ребенка, кроме обилия прилагательных, появляются причастия, сложные предлоги «через», «для» и др.
К трем годам грамматический строй родного языка в основном оказывается усвоенным. Вопросительными словами являются: «как», «почему», «какой», фразы со множеством однородных членов предложения («щенок нашел себе ямку и залег в нее»). Так, уже к двум с половиной годам у ребенка бурно развивается конкретно-образное мышление с элементами фантазии, которое надо поощрять в процессе игр: «угадай загадку», «чьи это ноги», «давай вместе сочинять сказку», ребенок занят творчеством: то он в карман вашего фартука опустит какую-то бумажку. — «Что ты туда положила?» — «Это я опустила пись-мо к бабушке», то она подбегает к вам с вопросом: «Отгадай, что это?» и показывает соединенные в ряд две ладошки с растопыренными пальчиками. — «Не знаешь? Да это же солнышко!». И так без конца.
С трех лет хорошо говорящего ребенка можно в игровой форме начать обучать чтению слов, составленных из азбуки на кубиках. У ребенка появляется представление о числе (один, два, много), он может не только знать наизусть множество стихотворений, но и сам сочинять «стихи», работать с конструктором,«исследовать», что у мишки в животе, разломать машинку, нянчить куклу, ходить с коляской, подражая маме.
Итак, вашему малышу три года. Это уже самостоятельный человек, который во всем подражает папе и маме, вертится перед зеркалом, прихорашивается или не хочет сменить старую курточку или рубашку на новые вещи. Он к старым привык. И на все у него есть ответ. Он превращается в «почемучку»: «Почему у меня пять пальцев?», «Пожалуйста, приспособь свою книжку к моим мозгам, а то мне скучно». А через некоторое время, лет в пять, он потребует от вас утвердительного ответа: «Ты уверен, что на других звездах тоже живут люди?».
Конкретно-образное мышление — великолепное средство для познания окружающего мира, и ваша задача состоит в том, чтобы удовлетворить интересы, любопытство ребенка. Это тот возраст, в котором ребенок осознает смену поколений и то, что что-то было давно-давно, вчера, и даже не вчера, а еще раньше, и очень многое еще должно случиться в будущем.
Ребенка в возрасте от трех до пяти лет пора знакомить с русскими народными сказками, но избегайте сказок о Иванушке-дурачке («По щучьему велению...» и т. п.), так как они воспевают лень, безделье, жизнь за чужой счет. Учите наизусть с детьми фрагменты мудрых сказок А. С. Пушкина, читайте ему сказки братьев Гримм, Андерсена. При этом объясняйте малышу непонятные речевые обороты, например, «и лес и дол видений полны»... Настольными книгами малыша должны стать стихи и сказки Чуковского, Маршака, Барто, Михалкова, современных сказочников. Ваш ребенок уже может запомнить множество стихов, и хорошо, если он будет знать стихи Тютчева, Никитина и других поэтов. А затем, еще до школы ему станут интересны рассказы о богатырях — былины об Илье-Муромце, расскажите ему о героях Великой Отечественной войны и войны 1812 года, можно выучить «Бородино» М. Ю. Лермонтова, читайте ему (ей) мифы Древней Греции, ведь героями были не только три мушкетера. В ребенке надо утверждать любовь к дедушкам и прадедушкам, к бабушкам и прабабушкам, подчеркивая их лучшие качества. С этого начинается любовь к Родине.
Около пяти лет ребенку уже можно рассказывать об особенностях жизни и обычаях народов разных стран, обитателях моря, рек и лесов. Но очень внимательно отбирайте для него передачи телевидения. Ни в коем случае не нужны ребенку мультфильмы ужасов. Они нарушат его сон, могут вызвать заикание, котороепреодолевается затем с большим трудом.
В вашем доме может появиться глобус или географическая карта, и в «путешествиях» с родителями вокруг дачи ребенок постепенно получит знания о реках, горах, полях, озерах и т.