Специалисты развивающего центра «Генезис» Электросталь проводят занятия с детьми от 5 до 6 лет (в некоторых случаях младше или старше), направленные на подготовку ребенка к школе.
Основные направления нашей работы:
- Развитие речи
- Обучение грамоте
- Подготовка руки к письму
- Развитие логического мышления
- Развитие пространственного ориентирования
- Развитие внимания
- Развитие памяти
- Развитие мотрики
Что такое подготовка ребенка к школе
Вы думаете, что подготовка ребенка в школу — это покупка ему школьно-письменных принадлежностей, ранца, нового костюмчика или платья? В какой-то степени — да. Но это завершающая стадия создания для ребенка праздника 1 сентября.
Настоящая же, истинная подготовка человечка в школу должна начинаться задолго до этого, запоминающегося на всю жизнь дня, примерно за один-два года, когда малышу исполнилось лишь пять, а то и четыре года. И от того, как вы подготовите свою дочку или сынишку к учебе в школе в этом раннем дошкольном возрасте, зависит его успеваемость не только в начальной, но и в средней школе.
И не уповайте на детский сад или учительницу первого класса. В школу ребенка готовят умные родители, не имея никакого педагогического образования. Дело в том, что очень изменился общеобразовательный уровень нашего общества, изменилась, в связи с огромным развитием в XX веке науки и культуры, программа общеобразовательной школы, усложнились задачи обучения в техникумах и различных училищах. В связи с этим сроки начала обучения детей в начальной школе значительно сдвинулись. Если в 30-40 годы обучение детей начиналось с 8-летнего возраста, и огромное место в начальной школе отводилось чистописанию, то в наше время все внимание уделено не чистописанию, а преподаванию начал математики, природоведения и культуры речи в первых классах. Вопрос: готовы ли наши дети, а скорее родители наших детей, к тому, чтобы их чада уже во 2-ом классе бегло читали довольно сложные тексты, умели рассказать ход решения задачи и т. п. Ответ: да, родители наших детей уже настолько образованы, что могут подготовить своих детей к современному уровню обучения в школе. Почти все родители наших детей имеют среднее образование и могут научить ребенка читать до поступления в школу.
А теперь посмотрим, какие трудности поджидают ребенка в начале первого класса, что выявляется в начале первого и начале второго класса у неподготовленных детей. «Лакмусовой бумажкой» послужат нам их тетради по правописанию. Мы увидим, на первый взгляд, невероятные ошибки детей, с трудом расшифровывая их самостоятельное письмо: 1) пропуски букв, и даже слогов в словах из пяти-шести букв («коша» — кошка; «дево» — дерево; «цыпенок» — цыпленок); 2) перестановки букв (вместо все — «све»; он — «но»); 3) замены букв: «солныско» — солнышко; «клю-чок» — крючок; «самок» — замок; «пабушка» — бабушка; «котка» — кошка; «тетушка» — дедушка; «майчик» — мальчик и т. д.
Больше того, большинство детей не чувствуют границ слов и могут написать два-три слова слитно, при этом чаше всего слитно пишется предлог с существительным, а иной раз бывает такой сложный набор букв, что и «не придерешься» к смыслу написанного ребенком буквосочетания.
А почерк? Что за почерк! Курица лапой писала!
Все это не недосмотр учительницы первого класса, а неумение родителей подготовить своего ребенка к обучению в школе в целях предупреждения неграмматических ошибок в письме семи-восьмилетнего человека. Чем это объясняется и как предупредить родителям трудности овладения ребенком первыми элементами его грамотности?
Корни трудностей овладения ребенком структурой слова и фразы лежат в том, что ребенок до 5-6 лет слышит слово как единый звуковой комплекс, которым он овладел в процессе имитационной слухоречевой памяти при восприятии ситуативной, бытовой речи. Кроме того, трудности овладения ребенком звуковой структурой слова объясняются и тем, что многие дети к пяти-шести годам еще не овладели верным произнесением всех звуков родного языка.
Неверное, нечеткое произнесение ребенком не только звуков «л», «р», но и больших групп свистящих и шипящих звуков (с, з, ц, ш, ж, ч), отсутствие либо твердых, либо мягких вариантов не только этих звуков, но и твердых и мягких д-дь, т-ть, б-бь, когда ребенок произносит вместо дом — дём, дождь — дёждь, бабушка — бябиська, или смешение звонких и глухих звуков: б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш и др. вариантов смешения звуков речи, замен близких по артикуляции звуков встречаются довольно часто.
Как готовить ребенка к обучению
Прежде всего, не переучивать детей-левшей с левой руки на правую, не травмировать ребенка. Прежде чем учить ребенка писать печатные буквы, желательно, чтобы он, подражая родителям, научился схематично рисовать солнышко, домик, человечка, елку, дерево, траву, машину с колесами и умел их распределить на листе бумаги. Затем необходимо научить ребенка ЗАШТРИХОВЫВАТЬ цветными карандашами простейшие орнаменты, состоящие из серии квадратиков и цепочки треугольников, а затем и кружочков, а также книжки-раскраски. Ребенок учится владеть разным направлением грифеля карандаша. Орнаменты должны быть крупными, не менее двух-трех сантиметров в высоту и шести-семи — в длину. Первоначально «штрихи» ребенка будут выходить за границы квадрата, треугольника или круга, и ему надо показать, что начинать «работу» надо не от центра фигуры, а от боковых линий к центру, постепенно расширяя или сужая размах карандаша. Воспитание аккуратности в штриховке приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.
Важно, чтобы родители следили за чистотой и четкостью своего произношения, не сюсюкали, произнося вместо шипящих звуков и «Р» — свистящие и «Л», вместо твердых согласных — мягкие, например, часто слышишь: «Ах, ты мой хо-лёсенький» (вместо хорошенький), «дай мне лючку, дай мне нёшку» (дай мне ручку, дай мне ножку), «ты мой масенький» (маленький) и т. д.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился в школе, он должен с первых дней жизни слышать четкую, красивую русскую речь.
Огромную роль в подготовке ребенка к школе играют детские настольныеигры, начиная с лото по классификации различных предметов обихода, животных, транспорта, вплоть до более сложных игр, тоже типа лото, по сказкам А. С. Пушкина. Надо иметь в доме различные варианты лото для детей всех возрастов.
Во время этих игр повышается активность ребенка, голос его становится уверенным, он учится подчиняться дисциплине, плану игры.
В конце четвертого года жизни ребенка (а иногда и раньше) надо учить незаикающегося ребенка выступать «перед ближайшей публикой»: сначала перед папой, бабушкой, затем петь песенки вместе со всей семьей или отдельно, читать на импровизированной сцене стихи, постепенно усложняя их набор. Это позволит предупредить, особенно у девочек, страх ответа на вопрос учительницы сначала с места, за партой, позже — перед доской на виду всего класса. Не бойтесь, что ваш ребенок потеряет какую-то долю скромности и застенчивости: ему предстоит всю жизнь не бояться трудностей, говорить правду, быть смелым и честным.
Направленная подготовка к школе уже хорошо говорящего ребенка начинается в четыре с половиной - пять лет. В этом возрасте ребенок становится обучаемым, и вы можете помочь ему начать слышать отдельные звуки. Как правило, легче всего ребенок начинает выделять в речи гласные звуки А, О, У, которые произносятся всеми детьми правильно, и легко напеваемы в различных мелодиях. С четкого напевания песенок на изолированно произносимых звуках, с переходом от А к У, от У к И, от И к У и в любом ином порядке, хорошо бы перейти к закреплению путем записи этих звуков (букв) в тетради.
Четкое попеременное артикулирование гласных А, У, И, О является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ; ребенок впервые почувствует, осознает упругие движения своих губ.
Затем можно перейти к утрированному (напряженному) произнесению таких хорошо произносимых всеми детьми звуков, как М-П-Б, Н-Д-Т. Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая — мышц кончика языка. Затем переходите к прослушиванию ребенком свистящих и шипящих звуков.
Сразу оговорюсь, что, во-первых, все это надо делать эпизодически, во время игры, так чтобы ребенок охотно повторял за вами эти звуки, во-вторых, чтобы он находил в тетради соответствующие им буквы, написанные цветными карандашами.Тогда же желательно укрепить мышцы губ и языка такими видами упражнений, как кучерское «тпру», для вибрации губ, или цоканье языком, подражая цокоту лошадки, для укрепления мышц языка.
Если у ребенка четырех-пяти лет наблюдается плохое произнесение многих звуков (Л, Р, шипящих, свистящих, а иногда и звонких согласных), то надо обратиться к логопеду, поставить ребенка на очередь для исправления произношения, так как дефекты произношения могут сказаться на успеваемости ребенка не только в начальной школе, но и позже: ребенок будет неправильно писать и читать в первых классах и стесняться говорить у доски, в старших классах не сможет заниматься в кружках художественного чтения. Его будут отстранять от роли ведущего.
В одних случаях преодоление дефектов речи длится около двух месяцев, в других логопеду приходится упорно преодолевать речевые трудности ребенка в течение четырех-шести месяцев, с обязательной неукоснительной помощью со стороны родителей, выполняющих «домашние задания» логопеда. Поэтому проявите активность и начните занятия у логопеда за год до поступления вашего сына или дочки в школу. Звуки речи нуждаются в длительной автоматизации.
В этом же возрасте (около пяти лет) можно проводить с ребенком веселую речевую игру на вычленение из фразы того или иного слова с вопросами: Муха летает? Птичка летает? Дом летает? Рыба плавает? Пароход плавает? Самолет плавает? А затем с перечислением тех предметов, которые плавают, летают, относятся к группе слов, обозначающих мебель, посуду, одежду и т. д.
В это же время — от пяти до пяти с половиной лет — ребенка пора научить делить слово на слоги при помощи хлопков в ладоши, ребенок от вас узнает, что такое «звук», «слог», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук» и т. д. Он учится читать.
Можно уже купить или сшить «кассу» букв с кармашками, в которых красным карандашом написаны гласные, другими цветными карандашами написаны звонкие глухие согласные звуки, и ребенок уже может сложить из них слова: баба, мама, папа, дом, свое имя и более сложные слова.
В это же время родители могут по-новому подойти к рассматриванию ребенком картинок, когда он начинает вслушиваться в вопрос и улавливать, осмысливать окончания существительных и глаголов: «девочка поет, брат и сестра поют» и определять, сколько слов в фразах «девочка поет» и «девочка и мальчик поют».
Ребенок уже вслушивается в вопросы: Кто? Что делает? и затем идет осознание вопросов: Где? Куда? Кого? Что? (Мальчик играет в мяч. Девочка одевает куклу. Мальчик идет в магазин. Мяч упал на стол (под стол, в окно и т. д.)). Так ребенок к шести годам начинает слышать предлоги и обозначать их буквами при складывании легких фраз. Повторяю еще раз, что необычайно важную роль в развитии речи ребенка играют различные игры в лото. Прежде всего это закрепление таких понятий, как общее и частное (мебель, одежда, обувь и т. д.); лицо — нос, глаза, уши, рот, зубы, брови; голова — лоб, темя (макушка), затылок, лицо; туловище — голова, руки, ноги, шея, спина, живот и т. д.
Важно, чтобы ребенок умел искать предмет, определять его по какой-то видимой части.
Особой подготовки к школе заслуживает умение ребенком пересказать сказку или рассказ, рассказать содержание мультфильма с обязательным умением употреблять ИМЕНА героев сказки или фильма. Причем желательно, чтобы ребенок не размахивал при этом руками, а вместе с вами отвечал на поставленные вами вопросы. Очень часто школьники средних классов пользуются лишь местоимениями и междометиями, и все их пересказы фильмов звучат одинаково: «Как он ему раз! А тот ему! Во как все было!». У этих детей не воспитана культура речи, очень бедный словарный запас. Учите своего малыша культуре речи, и если он принесет с улицы или из детского сада нецензурное слово, спросите его: «Разве я такие слова произношу? Так говорят только некультурные люди. Будь от них подальше. И по телевизору, и по радио никто таких слов не произносит. Не пачкай ими свой чудесный язычок», либо не заметьте это, не фиксируйте на нем его внимание, а если ребенок продолжает приносить в дом эти слова, объясните ему, что так говорить некрасиво.
В пять-шесть лет ребенку можно объяснить не только уже хорошо знакомое слово «круглый», но научить определять такие геометрические фигуры, как треугольник, квадрат, круг, крест и знак равенства, как две одинаковые, равные друг другу черточки, показать как пишутся цифры в пределах десяти, обучить его самым элементарным словам «отнять», «прибавить», «сложить», «получится», научить решать легкие задачи на сложение и вычитание на доступных ему предметах(фруктах, кубиках, карандашах и т. д.).
Ориентироваться в часах пятилетнему ребенку еще трудно, но он уже может знать, как пишутся те или иные цифры и следить за стрелками часов.
Кроме часов, хорошо, если ваш ребенок будет знать названия нескольких городов и даже стран, «находить» их на глобусе или карте. Он должен знать самых известных героев своей Родины, не только фамилии, но и имена нескольких писателей, написавших для детей дивные сказки. То есть, если вы в ненапряженной форме, как бы между прочим, расскажете ребенку хотя бы минимум о А. С. Пушкине, Л. Н. Толстом и о других писателях, мифах Древней Греции, это пойдет ему на пользу. Что посеешь в этом возрасте, когда у ребенка еще феноменальная память, то и пожнешь позже. Но не перегружайте ребенка, берегите его от переживаний при просмотре фильмов ужасов у экрана телевизора.
Приучайте ребенка к порядку во всем: все игрушки он должен убирать вместе с вами, а затем, позже, сам. Для тетрадей, бумаги для рисования, карандашей, фломастеров должны быть папки или уважаемый старый папин (дедушкин) портфель.
Ребенок должен правильно сидеть за столом. Если стол высок для него, на стул можно подкладывать подушки или книги большого размера. Следите, чтобы он сидел ровно и одно плечо не торчало кверху, а другое не свисало до сиденья стула.
Обязательно проверьте остроту зрения и слуха, а также носоглотку своего ребенка хотя бы за год перед его поступлением в школу. От их хорошего состояния также зависит его успеваемость.
В заключение предлагаем вам проводить гимнастику для укрепления и развития ведущей (левой) руки у детей-левшей, рекомендованную И. Макарьевым.
Для укрепления и развития руки и координации движений детям можно предложить следующие упражнения: застегивание и расстегивание пуговиц; завязывание и развязывание лент; перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме; всасывание и высасывание воды пипеткой из стакана; плетение и? ниток закладок, ковриков; завязывание узелков и тому подобное.
Необходимо обязательно заниматься гимнастикой для левой руки:
— выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони;
— выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному;— руку плотно положить на стол и поочередно сгибать средний, указательный, большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх;
— пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опустить руку вниз;
— сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях.
Доброго пути вашему малышу!