Аграмматизм - нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при аграмматизме наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, "телеграфный стиль" и пр.; аграмматизм возникает обычно в связи с афазией или алалией.
Алалия - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые степени алалии. выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.
Алалия моторная - недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе А. м. лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (центр Брока) и его проводящих путей.
Алалия сенсорная - недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной сенсорной алалии является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центр Вернике) и его проводящих путей.
Амбидекстр - отсутствие явно выраженной мануальной асимметрии; проявляется тем, что человек в равной степени владеет правой и левой руками, без выделения ведущей.
Анализ и синтез - противоположные и неразрывно связанные логические приемы; А., разлагая сложную проблему на её составные части, упрощает её и облегчает ученикам понимание данного явления, а С. дает возможность не только связать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его в целом, но и постигнуть связь этого целого с остальными предметами человеческого знания.
Анамнез - совокупность сведений (об условиях жизни, о предшествовавших болезни событиях и др.), получаемых в ходе обследования.
Анартрия - тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции.
Апраксия - нарушение целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих его элементарных движений; возникает при очаговых поражениях коры больших полушарий головного мозга или проводящих путей мозолистого тела.
Артикуляционный аппарат - анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо, (ротоглотку), зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотку и резонаторные полости, участвующих в порождении звуков речи и голоса.
Артикуляция - деятельность органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.
Асимметрия - несоразмерность частей, отсутствие, нарушение симметрии.
Асфиксия - удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислоты в крови и тканях.
Атаксия - нарушение координации движений; одно из часто наблюдаемых расстройств моторики.
Аудиограмма - графическое изображение на специальном бланке данных исследования состояния слуха, проводимого с мопощью аудиометра.
Аутизм - погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства.
Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.
Афония - потеря звучности голоса при сохранении шепотности речи.
Баттаризм - патологически ускоренный темп речи, при котором имеет место неправильное формирование фразы, слова произносятся нечетко, не договариваются.
Большие полушария головного мозга - высшие отделы головного мозга; состоят из поверхностного слоя - коры больших полушарий и глубоко лежащих отделов - подкорки.
Брадилалия - патологически замедленный темп речи.
Брадилексия - патологическая замедленность темпа чтения.
Вегетативная нервная система - часть нервной системы, принимающая участие в иннервации желез, внутренних органов и систем, кровеносных и лимфатических сосудов, гладкой и отчасти поперечно-полосатой мускулатуры.
Вегетативные органы - органы, функцией которых является всасывание, пищеварение, секреция, дыхание, распределение крови, размножение.
Визуальный - воспринимаемый или производимый посредством зрения.
Внимание - произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.
Внимания объем — количество элементов, одновременно отчетливо воспринятых за один акт восприятия.
Внимания переключаемость — перевод внимания с одного объекта на другой.
Внимания распределение — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве.
Внимания сосредоточенность — концентрированность внимания на одних объектах при одновременном его отвлечении от других.
Внимания устойчивость — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте.
Восстановительное обучение - обучение, направленное на восстановление функций, нарушенных в результате какого-либо заболевания.
Вторая сигнальная система - совокупность словесных сигналов, вызываемых ими нервных процессов в системе возникающих на этой основе временных нервных связей; В. с. с. является высшим регулятором нервной деятельности и поведения человека.
Гематома - кровяная опухоль, ограниченное стенками естественной полости или тканями скопление крови, образующееся при повреждении кровеносных сосудов.
Гемипарез - парез мышц одной половины тела.
Гемиплегия - паралич мышц одной половины тела.
Генезис - происхождение, возникновение, начало.
Генетика - наука о наследственности и изменчивости организмов.
Гидроцефалия - избыточное накопление спинномозговой жидкости в полости черепа.
Гимнастика речи активная - система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.
Гимнастика речи пассивная - форма речевой гимнастики, при которой ребенок производит движение только при помощи механического воздействия на речевые органы (нажим руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя); после нескольких повторений делается попытка произвести то же движение без механической помощи, т. е. пассивное движение постепенно переводится в активное.
Гиперемия - увеличенное кровенаполнение сосудов какого-либо органа или ткани.
Гиперкинез - автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц.
Гиперсаливация - увеличенное выделение слюны.
Гипертония - 1) повышение мышечного тонуса; 2) повышение артериального давления.
Гипоксия - кислородное голодание организма.
Гипомимия - бедность мимики.
Гипотония - 1) понижение мышечного тонуса; 2) понижение кровяного давления.
Глазодвигательный нерв - III пара черепно-мозговых нервов; иннервирует мышцы, двигающие глазное яблоко, и мышцу, суживающую зрачок и изменяющую кривизну хрусталика.
Голос речевой - сложное явление, которое объединяет звуки, исходящие из ротоглоточной полости человека, независимо от того, предназначаются ли они для выражения мысли и чувства или появляются в результате неосознанных рефлекторных мышечных движений, таких как стон, смех, крик, звучный кашель.
Голоса расстройство - отсутствие или нарушение фонации; с точки зрения качества голоса все Г. р. делятся на четыре группы: нарушение высоты голоса (см. Голос визгливый, Голос крикливый, Голос ложноскладочный), нарушение силы голоса (см. Голос визгливый, Голос крикливый, Голос ложноскладочный, Голос приглушенный, Голос слабый, Голос с придыханиям, Голос форсированный), нарушение тембра голоса (см. Голос гортанно-резкий, Голос «металлический», Голос сиплый, Голос хриплый, Ринофония), отсутствие голоса (см. Афония, Голос ларингоэктомированных); по причинам возникновения различают Г. р. функциональные (см. Афония, Голоса мутация патологическая, Дисфония, Ринофония. Фонастения) и органические (см. Афония. Голос ларингоэктомированных, Дисфония, Ринофония); см. Голоса расстройства органические, Голоса расстройства функциональные.
Голоса расстройства органические - различают Г.р.о. периферического и центрального характера; в основе Г.р.о. периферического характера лежат такие заболевания голосового аппарата, как «певческие узелки» на голосовых складках, папилломатоз гортани и голосовых складок, стеноз гортани (после дифтерии, ранения, ожога гортани), туберкулез и рак гортани, ведущие к деформации гортани и голосовых складок и к ограничению их подвижности; сюда же относится голос ларингоэктомированных; причинами, вызывающими Г.р.о. периферического характера, являются также аденоиды и расщелины твердого и мягкого нёба, влияющие на функционирование верхних резонаторов; Г.р.о. центрального порядка наблюдаются при различных видах дизартрии (бульбарной, псевдобульбарной, мозжечковой, подкорковой), а в случае анартрии обычно имеет место и афония; см. Афония, Голос ларингоэктомированных, Дисфония, Ринофония.
Голосовой аппарат - совокупность органов, участвующих в голосообразовании; Г.а. состоит из трех основных частей: легких с системой вдыхательных и выдыхательных мышц, гортани с голосовыми складками и системы воздушных полостей, играющих роль резонаторов и излучателей звука.
Голосовой режим - один из приемов коррекционной работы над голосом, начинающийся с полного молчания или хотя бы с перехода на шепотную речь, что ведет к уменьшению раздражения (снятию напряженности) в области гортани и голосовых складок, а также к психическому успокоению.
Голосообразование - физиологический акт, заключающийся в напряжении голосовых складок и приведении их друг к другу, в повышении под действием межреберных мышц и диафрагмы давления воздуха в трахее и бронхах и периодическом прорыве его через голосовую щель с возникновением колебаний голосовых складок, обусловливающих колебания воздушной среды, воспринимаемые как звуки голоса.
Грамматический строй - строение слова и предложения, присущее данному языку.
Гуление - голосовые реакции ребенка в первые 2—3 месяца жизни, ранняя стадия лепета.
Двигательные нарушения - нарушения движений, которые могут проявляться ограничением объема и силы движений (см. Паралич), нарушениями их темпа, характера, координации, наличием непроизвольных избыточных движений (см. Гиперкинез).
Девиация - 1) физ. отклонение магнитной стрелки компаса (от линии магнитного меридиана) вследствие влияния близко расположенных намагниченных тел; 2) биол. разновидность филэмбрио-генеза, при которой изменение в развитии органа происходит на средних стадиях его формирования и приводит к отклонению в строении этого органа у взрослого организма (ср. анаболия, архаллаксис).
Действия автоматизированные - сложные двигательные акты и другие последовательные действия, протекающие без контроля сознания.
Декомпенсация - недостаточность или срыв механизмов восстановления функциональных нарушений и структурных дефектов организма.
Дефектология - наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими или (и) физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения.
Деятельность речевая - 1) речь как процесс (в отличие от речи как произведения), выступающая одновременно как предмет разных наук: языкознания, психологии, физиологии и др.; 2) язык как социальный продукт речевой способности, как сложение: а) совокупности необходимых условий, усвоенных общественным коллективом, для осуществления этой способности и б) индивидуального говорения, включающего также слушателя как соучастника речевого акта; 3) речь индивида.
Диагноз - медицинское заключение о состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся заболевании; выражается в терминах, обозначающих названия болезней, их формы, варианты течения и т. п.
Диафрагма - мышца, отделяющая грудную полость от брюшной и участвующая в дыхании; поднимаясь и опускаясь, Д. тем самым изменяет форму грудной клетки, что важно для образования резонанса при речи.
Дизадаптация - расстройство приспособления живого организма к действию факторов окружающей и внутренней среды.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дикция - 1) подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом; 2) манера произношения слов, слогов и звуков.
Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Дискалькулия - частичное нарушение способности производить арифметические действия.
Дислалия - нарушение звукопроизношения.
Дислексия - частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисфония - расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным — хриплым, слабым, вибрирующим и т. п.; Д. возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения.
Дифференциация - разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы и ступени.
Дифференциация звуков - этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу образования.
Дыхание речевое - дыхание в процессе речи, отличающееся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания, максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.
Задержка психического развития - временное отставание развития психики или ее отдельных функций.
Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Замены звуков — дефект воспроизведения звуков речи, при котором вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости в зависимости от того, артикуляционные или акустические образы звуков не сформированы; см. Субституция.
Зеркальное письмо — 1) письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста; 2) зеркальное написание букв.
Зона ближайшего развития — динамический принцип изучения умственного развития ребенка, позволяющий оценивать его дальнейшие возможности; 3. б. р. определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже решает с помощью взрослого, ведь то, что первоначально делается ребенком под руководством взрослого, становится затем его собственным достоянием; термин введен Л. С. Выготским.
Зонды логопедические — инструменты, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи.
Коммуникативная функция речи - функция общения, заключающаяся в передаче некоторого «интеллектуального», «логического» содержания.
Компенсация - состояние полного или частичного возмещения функций поврежденных систем организма.
Компенсация нарушенных функций - возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.
Конвергенция — сведение зрительных осей глаз на фиксируемом предмете.
Координация движений — целесообразные согласованные движения различных мышц, осуществляемые в результате обратной афферентации и регулирующей деятельности коры больших полушарий головного мозга.
Кора больших полушарий головного мозга — поверхностный слой больших полушарий головного мозга, образованный серым веществом; представляет собой мозговой конец всех анализаторов; играет важную роль в осуществлении высшей нервной деятельности.
Коррекционно-воспитательная работа — система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей с дефектами в развитии.
Коррекция — исправление недостатков.
Коррекция произношения — исправление недостатков произношения, включая все его составные части: дыхание, голос, звуки, словесное и фразовое ударение, членение речи паузами, темп и соблюдение орфоэпических норм.
Леворукость скрытая - леворукость, сочетающаяся с наличием умения действовать правой рукой.
Лепет - голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера; появляется на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов); при тяжелых речевых нарушениях обнаруживается у детей с опозданием и в более позднем возрасте.
Логоневроз - невроз, проявляющийся в форме расстройства речи.
Логопедия - наука, изучающая людей с речевыми нарушениями и разрабатывающая методы коррекционно-педагогической работы с ними.
Локализация - место развития болезненных процессов.
Массаж - система приемов механических воздействий (растирание, поглаживание, поколачивание и т. п.) на поверхность тела; способствует улучшению кровои лимфообращения, обмена веществ в тканях; примен. с лечебными, гигиеническими и другими целями.
Методика - отрасль педагогики, изучающая принципы, методы, приемы и средства учебно-воспитательной работы с учащимися.
Музыкотерапия - использование музыки с лечебной целью.
Навык - упрочившиеся способы действий, автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникшие в результате упражнений.
Назализация - приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания нёбной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.
Нарушение чтения и письма - резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях; проявляется чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв.
Нёбо — горизонтальная перегородка, разобщающая полость рта с полостью носа и носовой частью глотки.
Нёбо мягкое — задняя подвижная часть нёба; во время глотания, жевания и речи происходят различные движения мягкого нёба.
Нёбо твердое — часть нёба, имеющая костную основу, покрытую сверху и снизу слизистой оболочкой; составляет передние две трети нёба.
Обвитие пуповины - обматывание пуповиной частей плода (шеи, конечностей, туловища) в результате чрезмерной подвижности плода и большой длины пуповины; О. п. вокруг шеи может вызвать асфиксию плода.
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Оглушение согласных - замена звонкого согланого глухим.
Паралич - 1) потеря двигательной функции какой-либо мышцей или группой мышц вследствие поражения нервной системы (ср. парез); 2) утрата способности к действию, разбитость; состояние полного застоя, упадка чего-либо.
Парез - неполный паралич, ослабление функции какой-либо мышцы или группы мышц вследствие поражения нервной системы.
Патогенез - механизм развития конкретной болезни, патологического процесса или состояния.
Педагогическая запущенность - отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками обучения и воспитания.
Перинатальный - относящийся к периоду непосредственно после родов (или к родам).
Периферическая нервная система - состоит из черепно-мозговых нервов, нервных сплетений и спинномозговых нервов; нервы доставляют импульсы из центральной нервной системы непосредственно к мышце и информацию с периферии в центральную нервную систему.
Постановка голоса - работа, которая обеспечивает возможность наилучшего использования голоса.
Постановка звука - обучение новому произношению.
Постнатальный - возникающий или происходящий непосредственно после рождения.
Праксис - способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.
Прогения - выступание нижней челюсти вперед (по сравнению с верхней) вследствие ее чрезмерного развития.
Прогнатия - выступание верхней челюсти вперед (по сравнению с нижней) вследствие ее чрезмерного развития.
Психика - 1) функция мозга, сущность которой заключается в отражении действительности в виде ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств, воли и пр.; определяет качественное своеобразие поведения животных и человека. Высшая форма психики, возникшая в процессе общественного труда и связанная с развитием речи, — человеческое сознание; 2) духовная организация человека, совокупность его душевных качеств, душевный склад.
Психоневрология - раздел медицины, включающий психиатрию и неврологию и изучающий пограничные их разделы — неврозы. психопатии и т. п., а также психогигиену и психопрофилактику.
Психотерапия - использование психических воздействий: гипноза, внушений и других лечебных методов.
Расщелина губы - врожденная аномалия строения губ (обычно верхней), возникающая вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эту часть ротовой полости; часто сопровождается расщелиной нёба; может быть односторонней и двусторонней; является причиной органической дислалии.
Расщелина нёба - врожденная аномалия строения твердого или мягкого нёба, возникающая вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эту часть ротовой полости; причина ринолалии.
Расщелина нёба закрытая - расщелина нёба, при которой дефект мышечного слоя мягкого нёба, а также дефект твердого нёба закрыт слизистой оболочкой.
Расщелина нёба открытая - расщелина нёба, при которой дефект мягкого и твердого нёба не прикрыт слизистой оболочкой.
Реабилитация - восстановление или компенсация нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.
Резус-фактор - антиген, содержащийся в эритроцитах макак-резус (отсюда название) и людей; по наличию или отсутствию Р.-ф. выделяют резус-положительные (ок. 85% людей) и резус-отрицательные (ок. 15% людей) организмы; при переливании резус-отрицательным лицам резус-положительной крови или при беременности резус-отрицательной женщины резус-положительным плодом возможны иммунные осложнения (гемолитическая болезнь новорожденных и др.).
Релаксация - состояние покоя, расслабленности, возникающее у человека вследствие снятия психического напряжения.
Рецидив - 1) возврат, повторение какого-либо явления; 2) в медицине — повторное проявление болезни после кажущегося выздоровления.
Ринолалия - вид органической дислалии; расстройство звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости; такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба, либо расстройств функции мягкого нёба.
Ритмика - 1) ритмическая организация речи; 2) система физ. упражнений под музыку для развития чувства ритма.
Риторика - 1) в античности и в последующие времена — теория и искусство красноречия; 2) напыщенная, красивая, но малосодержательная речь.
Саливация - слюноотделение, секреторная деятельность слюнных желез.
Синкинезия - дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным; напр., при ходьбе движения ног и туловища дополняются движениями рук.
Словарь активный - часть словарного состава совр. языка, которая свободно употребляется в живом повседневном общении.
Словарь пассивный - 1) часть словарного состава языка, понятная всем владеющим данным языком, но мало употребляемая в повседневном общении (книжная лексика, неологизмы, еще не ставшие привычными, и др.); 2) пассивный запас слов отдельного носителя языка — часть словарного состава языка, понятная конкретному человеку; зависит от возраста, психического развития, образования, социальной среды и др.
Словообразование - образование слов в языке по существующим моделям.
Ствол мозга - отдел головного мозга, в котором находятся центры регуляции дыхания, сердечной деятельности, сосудистого тонуса, пищеварения и др.
Стресс - состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.
Судороги - непроизвольные сокращения мышц, возникающие при эпилепсии, травмах головного мозга, спазмофилии и др. заболеваниях; С. характерны для состояния возбуждения подкорковых образований; могут быть вызваны рефлекторно.
Сурдопедагогика - раздел коррекционной педагогики, разрабатывающий содержание, принципы, формы, методы, приемы и средства обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей, способы коррекции недостатков их развития в условиях обучения и воспитания.
Тактильный - (лат. tactilis) осязательный; тактильные ощущения — ощущения прикосновения.
Тахилалия - нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа (20—30 звуков в секунду), родственное по своей; природе баттаризму; в отличие от последнего Т. представляет собой отклонение от нормальной речи только в отношении ее темпа при полном сохранении фонетического оформления, а также лексики и грамматического строя.
Темп речи - скорость протекания речи во времени.
Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей личности, имеющая физиологической основой тип высшей нервной деятельности и характеризующая динамику психической деятельности личности", темперамент проявляется в силу чувств, их глубине или поверхностности, в скорости их протекания, в устойчивости или быстрой смене.
Тик - быстрые непроизвольные стереотипные сокращения определенных мышц; вид гиперкинеза.
Тифлопедагогика - раздел дефектологии (коррекционной педагогики); наука, разрабатывающая содержание, методы, приемы и средства обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
Токсикоз - явления общего отравления организма продуктами, образующимися в самом организме, напр, токсикоз беременности.
Тонус - физиол. длительное стойкое возбуждение нервных центров и мышечной ткани, не сопровождающееся утомлением.
Тонус мышечный - длительно сохраняющееся состояние упругости мышцы.
Тремор - ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т. д. при поражении нервной системы.
Уздечка короткая - врожденный дефект, заключающийся в укорочении уздечки языка (подъязычной связки); при этом дефекте движения языка могут быть затруднены.
Уздечка языка - складка средней линии, расположенной в слизистой оболочке нижней поверхности языка, которая переходит на дно полости рта.
Умственная отсталость - стойкое психическое недоразвитие, имеющее сложную структуру; при У. о. наблюдаются: ведущая недостаточность познавательной деятельности (в первую очередь абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения) и нарушение динамики нервных процессов (инертность психики), а также вторичные отклонения — недоразвитие речи, эмоционально-волевой сферы, отклонения в физическом развитии и поведении.
Уранопластика - общее наименование пластических операций устранения дефектов твердого нёба.
Физиокинезотерапия - комплекс мероприятий, включающий активную и пассивную гимнастику, использование физических факторов, массаж и психотерапию, применяемый с целью восстановления функций при повреждениях опорно-двигательного аппарата.
Физиотерапия - раздел медицины, изучающий действие на организм различных физических факторов (свет, тепло) и использование этих факторов с лечебными и профилактическими целями.
Фонема - лингв. минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений (напр., фонемы «д» и «т» в словах «дом» и «том»).
Фонематический слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Фонопедия - раздел логопедии, предусматривающий формирование навыка правильного голосообразования.
Центральная нервная система - состоит из головного мозга, который находится в полости черепа, и спинного мозга, расположенного в позвоночнике.
Церебрастения - сочетание астении с головными болями, головокружениями, некоторым ухудшением памяти и другими признаками поражения головного мозга; наблюдается при травме, инфекции или в начальной стадии органического заболевания головного мозга.
Чтение с губ - зрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевых органов; дополняет (или восполняет) слуховое восприятие речи, когда оно затруднено (или отсутствует).