2 года
Познавательное развитие
- Раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске (методом подбора).
- Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие игрушки-вкладыши после показа).
- Держит два предмета в одной руке.
- Собирает пирамидку по убыванию размера из 4-5 колец, ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.
- Ориентируется в 3-4 цветах (подбирает к образцу).
- В рамках листа проводит вертикальные и горизонтальные линии.
Игровые действия
- Выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой (кормит, баюкает) по подражанию.
- Переносит разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки).
- Подражает действию близкого человека.
- Проявляет сообразительность – достает сачком из воды понравившуюся игрушку.
- Сооружает из кубиков постройки для мелких игрушек (забор, дом, дорожку) по просьбе взрослого, по образцу, самостоятельно.
- Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.
Социально-эмоциональное развитие
- Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях.
- Отказывается от действий при неудавшейся попытке.
- Упрямится.
- Отказывается от общения с незнакомыми взрослыми.
- Долго плачет при уходе мамы, при испуге, обиде.
- Проявляет яркие эмоции при общении с близкими.
- Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами.
- Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: «собери игрушки», «это можно», «этого нельзя».
- Понимает слова «плохо», «хорошо».
Бытовые навыки
- Самостоятельно ест.
- Одевается с небольшой помощью взрослого.
- Частично раздевается.
- Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек.
- Контролирует физиологические потребности.
Физическое развитие
- Короткое время стоит на одной ноге.
- Перешагивает через препятствие.
- Поднимается и опускается по лестнице приставным шагом.
- Бегает семенящим шагом.
- Подпрыгивает.
- Удерживает мяч одной или двумя руками.
- Бросает, ловит, катает мяч.
- Крутит педали трехколесного велосипеда.
3 года
Познавательное развитие
- Знает имена членов своей семьи.
- Различает и называет игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты и овощи.
- Образует группы из отдельных предметов.
- Собирает пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины.
- Ориентируется в соотношении плоскостных фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
- Узнаёт шар и куб.
- Составляет целое из 4 частей (разрезные картинки, кубики).
- Различает «много» предметов и «один».
- Различает и называет основные цвета.
- Слушает стихи, сказки, рассказы. При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы.
- Понимает двухступенчатую инструкцию ( пойди на кухню, принеси чашку).
- Рисует разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекает их уподобляя предметам: ленточки, дорожки, лесенки, заборчики.
- Начинает рисовать округлые формы. Изображает человека в виде «головонога».
- Раскатывает комок глины (пластилина, теста) прямыми и круговыми движениями кистей. Лепит несложные предметы.
- Режет ножницами.
- Нанизывает бусы.
- Узнает знакомые мелодии, различает высоту звука (высокий – низкий). Может двигаться в соответствии с характером музыки.
Игровые действия
- Выполняет несколько игровых действий с одним предметом и переносит знакомые действия с одного объекта на другой.
- Самостоятельно подбирает игрушки и атрибуты для игры, использует их качестве предметов-заместителей.
- С помощью взрослого выполняет несколько игровых действий, объединённых сюжетной канвой.
- Выполняет движения, действия по слову (сигналу) взрослого.
Социально-эмоциональное развитие
- Для ребенка этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации.
- Начинает складываться произвольность поведения.
- Появляются чувства гордости и стыда.
- Осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого.
- Формируется образ Я.
- Кризис 3х лет.
Бытовые навыки
- Самостоятельно моет руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирает лицо и руки личным полотенцем.
- Умеет пользоваться индивидуальными предметами (носовой платок, полотенце, расческа, горшок).
- При небольшой помощи взрослого снимает одежду, обувь (расстегивает пуговицы спереди, застежки на липучках). Аккуратно складывает свою одежду.
- Правильно надевает одежду и обувь.
- Самостоятельно ест.
Физическое развитие
- Стоит на одной ноге в течении 10 секунд.
- Ходит по доске, гимнастической скамейке, бревну, по прямой дорожке с перешагиванием через предметы.
- Прыгает на одной ноге, на двух ногах на месте, с продвижением вперед, через шнур, вверх с касанием предмета.
- Ползает, подлезает под натянутую веревку, перелезает через бревно, лежащее на полу.
- Бросает, держит, переносит, кладет, катает мяч одной и двумя руками.
- Ловит мяч с расстояния 50-100 см.
- Сохраняет равновесие при качании на качелях.
В 1 год 6 месяцев в словаре малыша около 27 слов, в 1,8 –примерно 87, появляется двусловное предложение.
К 2 годам ребенок активно использует в своей речи около 250-300 слов, строит предложения из 3-4 слов, называя не только предметы и действия, но и признаки. При произнесении звуков он еще смягчает согласные.
К 3 годам словарный запас быстро увеличивается и достигает 800-1000 слов. В речи ребенка появляются сложные предложения.
К концу 3 года жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка, но в его речи еще нет шипящих [ш, ж, ч, щ] звуков и звуков [р, рь] и [л].
Литература
1. Борисенко Н.Г., Камышникова О.Е., Кирьянова Т.Ф., Рачковская Н.Н. Руководство для практических психологов. – СПб., 2002.
2. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией. – СПб., 2006.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М., 2005