4 года
Познавательное развитие
- Ориентируется в ближайшем окружении: без труда называет часто встречающиеся предметы, объясняет их назначение, выделяет ряд свойств и качеств (цвет, форма, материал), называет их.
- Знает некоторых домашних и диких животных.
- Не пугает животных, не уничтожает гусениц, червяков, бабочек, жуков.
- Знает название своего города (поселка, села).
- Группирует предметы по цвету, форме, величине.
- Составляет группы из однородных предметов и выделяет один предмет из группы.
- Находит в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
- Сравнивает два контрастных по величине предмета, используя приёмы наложения, приложения их друг к другу; показывает, какой из предметов длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий.
- Различает и называет круг и квадрат.
- Понимает слова: впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа, на, над – под, верхняя – нижняя (полоска).
- Заинтересованно слушает знакомые и новые сказки, стихи, рассказы.
- Рассказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы взрослых.
- Узнает произведение, прослушав отрывок из него.
- Читает наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи.
- Знает и называет материалы, которыми можно рисовать.
- Умеет изображать отдельные предметы, простые по композиции и содержанию сюжеты; самостоятельно подбирает цвета.
- Умеет пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.
- Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей.
- Знает, называет, использует детали строительного материала.
- Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально.
- Узнает знакомые песни.
- Замечает изменение в звучании музыки (громко – тихо).
- Собирает пирамидку из уменьшающихся колец, чередуя в определённой последовательности 2-3 цвета.
- Собирает картинку из 4-6 частей.
Игровые действия
- Дети умеют объединяться в маленькие группы (по 2-3 человека).
- Ребенок соблюдает в игре элементарные правила поведения (не отнимает игрушки, не мешает сверстнику, не ломает постройки)
- Принимает участие в сюжетной игре, выполняет несколько взаимосвязанных действий (готовит обед, накрывает на стол, кормит).
- В играх с игрушками исполняет свою роль и роль игрушки.
- Использует в играх строительный материал.
- Проявляет интерес к театрально-игровой деятельности.
Социально-эмоциональное развитие
- Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка ещё ситуативно.
- Самостоятельно дети редко вступают во взаимодействие, чаще играют рядом.
- Начинает развиваться самооценка.
- Продолжает развиваться их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Бытовые навыки
- Правильно пользуется столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой.
- Не крошит хлеб, пережевывает пищу с закрытым ртом, не разговаривает с полным ртом.
- Самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности (надевает и снимает одежду, застегивает и расстегивает пуговицы, складывает, вешает одежду).
- Замечает непорядок в одежде и устраняет его при небольшой помощи взрослых.
- После игры убирает игрушки на место.
Физическое развитие
- Ходит прямо; в разных направлениях; с выполнением заданий.
- Умеет ходить на носках.
- Бегает, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега.
- Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая через предметы.
- Ползает на четвереньках, лазает по лестнице-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.
- Прыгает в длину с места не менее чем на 40 см, через предметы, вокруг предметов, между ними.
- Катает мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросает мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударяет мячом об пол, бросает его вверх 2-3 раза подряд и ловит; метает предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.
К 4 годам ребенок активно пользуется разными видами сложных предложений.
К 5 годам активный словарь увеличивается до 2500-3000 слов. У большинства детей заканчивается процесс формирования звукопроизношения и звукоразличения.