Л.С.Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального ребенка во многом определяются его положением в семье.
Негативные факторы семейного воспитания способны вызвать задержку психического развития, нарушения поведения и личностного развития в целом. В связи с этим помощь семье со стороны специалистов, государства и общества является составной частью любой коррекционной программы.
Квалифицированная помощь со стороны семьи детям с особенностями в развитии существенно дополняет комплекс лечебно-педагогических мероприятий.
В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию. Сотрудничество с родителями необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку.
Большая ответственность за результат коррекционно-воспитательной работы лежит на специалистах – дефектологах, врачах, воспитателях, педагогах, психологах, логопедах.
Нередко учителя и воспитатели массовых учреждений проявляют нетерпимость к «нестандартному» ребенку. Они не могут оказать квалифицированную помощь родителям, наладить отношения «особого» ребенка с детским коллективом. Единственным желанием у них является изолировать не такого как все ребенка от сверстников, направив его в какое-либо учреждение для аномальных детей.
Действительно, в ряде случаев это правомерно, так как именно в этих учреждениях детям с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта, моторики могут обеспечить наиболее эффективную коррекционную помощь.
Однако далеко не каждый ребенок с особенностями в развитии должен воспитываться только в специальном детском учреждении. Существуют много категорий детей с нерезко выраженными дефектами, а также детей, у которых отклонения в развитии сочетаются с различными заболеваниями внутренних органов, что требует определенного ухода. Для таких детей необходимо домашнее воспитание, не исключающее в то же время посещения массовых дошкольных и школьных учреждений. В настоящее время имеется гибкая система интеграции «особого» ребенка в массовые детские учреждения. В зависимости от состояния здоровья ребенка и возможностей семьи она бывает полной, частичной, комбинированной, что предоставляет родителям свободу выбора оптимальных условий развития ребенка, а сделать этот выбор помогут специалисты.
Следует иметь в виду, что родители обращаются к специалистам не столько за диагностическим заключением, сколько из желания услышать разуверения в серьезности положения и лишь в надежде на это переходят от одного специалиста к другому, упуская время для занятий с детьми.
В семьях детей с отклонениями в развитии может преобладать один из неправильных вариантов воспитания, а именно – воспитание в культе болезни. В этих случаях болезнь ребенка становится смысловым центром жизни всей семьи. Этот тип воспитания неблагоприятно отражается на личностном развитии ребенка и психологическом климате всей семьи.
Если родители замечают у ребенка отставание в развитии: «не начинает ходить», «не говорит», «двигательно беспокоен», «безучастен к окружающему», они обращаются к детскому врачу. И это правильно.
Однако большинство родителей направляют все свои усилия на диагностику заболевания, обследование ребенка и медикаментозное лечение. Немногие знают, что успех лечения будет зависеть от окружающих ребенка лиц и от выбора для него игрушки, и от участия взрослого в его играх, а главное, от своевременно начатых и систематических специальных занятий.
Нередки случаи, когда родители серьезно полагают, что без особых усилий с их стороны, только с помощью какого-либо волшебного лекарства или экстрасенса, или гипноза можно развить у детей мышление, память, внимание, речь и даже привить вкус и прилежание к учебе.
Не отрицая значения перечисленных воздействий, тем не менее надо сказать, что они уместны только как составная часть в общем комплексе лечебно-педагогических мероприятий.
Однако и в тех случаях, когда родители по достоинству оценивают значение воспитательных и коррекционно-обучающих мер воздействия, они часто допускают серьезные педагогические промахи. Бывает и так, что неправильные действия взрослых вызывают у детей негативную реакцию, двигательную расторможенность, плаксивость и даже отклонения в поведении.
Деликатное дело помощи ребенку, отстающему в развитии, требует от взрослого определенных знаний, понимания трудностей ребенка, грамотного подхода к нему и грамотного построения занятий с ним, поэтому специалист должен советовать родителям серьезно отнестись к его методическим рекомендациям по организации игр и занятий с детьми.
Одной из наиболее постоянных ошибок воспитания является снижение требований к ребенку, закрепление за ним положения больного, что неблагоприятно влияет на психофизическое развитие.
Часто в семьях, где кроме ребенка с отклонением в развитии есть другие дети, складываются неправильные отношения в целом. Здоровому ребенку уделяют мало внимания, от него требуют, чтобы он во всем уступал «больному», всячески опекал его. Все это отражается на формировании характера здорового ребенка, а иногда приводит к его нервному срыву. Правильная оценка родителями семейной ситуации, адекватное воспитание ребенка с отклонениями в развитии, регулярное консультирование со специалистами помогают установлению оптимального климата в семье.
Специальные исследования показали, что наиболее неблагоприятные условия создаются в семьях, в которых родители страдают психическими заболеваниями, злоупотребляют алкоголем и наркотиками, ведут асоциальный образ жизни. Именно в этих семьях дети обычно имеют низкий вес при рождении и более низкие показатели психического развития по сравнению со сверстниками. Именно у этих детей уже в раннем возрасте отмечаются проявления отставания психомоторного развития, повышенная возбудимость, нарушение сна и аппетита, в дальнейшем признаки двигательной расторможенности, трудности обучения, а в дальнейшем признаки социальной незрелости и различной формы дезадаптации в обществе.
Неблагоприятно на развитие ребенка влияет и педагогическая несостоятельность родителей, которая наиболее ярко проявляется в применении к детям физических наказаний. Наблюдения показывают, что физические наказания наиболее часто применяются к детям с гиперактивным поведением.
Существуют и другие, неблагоприятные для ребенка формы поведения родителей в семье. Так, некоторые родители, обеспечив ребенка всем, подсознательно отвергают его. Это выражается в отсутствии интереса к ребенку, недостаточности взаимодействия с ним. Особо неблагоприятное воздействие на больного ребенка могут оказывать такие формы психологического отвержения, которые заставляют детей думать, что они «плохие», «недостойны родительской любви и внимания». В этих случаях у детей формируется пониженный фон настроения, пониженная самооценка, неуверенность в себе, пассивность.
Неблагоприятное влияние на развитие психики больного ребенка оказывает и чрезмерная опека его родителями. Многие родители, жалея своего больного ребенка, испытывая неосознанное чувство вины перед ним, чрезмерно опекают его и балуют, стремятся все сделать за него, предупредить каждое его желание. Такой вид воспитания часто встречается в семьях детей с церебральным параличом. В этих случаях дети растут пассивными, несамостоятельными, неуверенными в себе, эгоцентричными.
Для них характерна психическая и особенно социальная незрелость, которая охватывает все сферы деятельности ребенка и препятствует его социальной адаптации.
Важнейшая общечеловеческая ценность, на которой основывается сегодня социальное развитие во всем мире, - это доброжелательное отношение к людям, не похожим на остальных, восприятие детей с нарушениями развития прежде всего как детей. Это, в свою очередь, требует соблюдения ряда условий: предоставление детям с ограниченными возможностями равных прав и особых условий для развития, обучение их навыкам независимости, самостоятельной жизни, умению отстаивать свои права.
Основой для успешного взаимодействия специалистов и родителей в целях максимального удовлетворения потребностей ребенка являются открытость и гуманизм, профессионализм и ответственность во всей системе отношений между ребенком, семьей, специалистом и обществом.
Социальное окружение семьи может как способствовать, так и противодействовать стрессам и кризисам в жизни семьи. Окружающие нередко несправедливы к родителям, возлагая на них вину за случившееся. Родители попадают в сложную ситуацию: с одной стороны, они помогают и заботятся о своих детях, желают им самого лучшего; с другой стороны, они принадлежат к обществу, которое, возможно, рассматривает их ребенка как социально непригодного, не имеющего никакой социальной ценности. Ожидания родителей по поводу будущего развития и жизни ребенка могут оказаться нереализованными не только в связи с его заболеванием, но и в силу препятствий социального характера. Когда недостатки развития ребенка выражены не грубо, родители сталкиваются с дополнительной трудностью – неопределенностью ситуации, в которой ребенок может быть принят или отвергнут окружением. Шаткое, неустойчивое положение ребенка является сильным стрессогенным фактором для всей семьи.
Широкое окружение семьи (соседи, прохожие, дети во дворе, профессиональные работники) представляет важный фактор, который может играть как позитивную, так и негативную роль в развитии стресса. Каждая из таких встреч может иметь как стрессогенный, так и терапевтический эффект в зависимости от того, как строятся отношения и взаимопонимание участников в процессе их взаимодействия.
Каждый раз, когда на определенном этапе жизненного цикла происходит адаптация семьи к стрессу, видоизменяется и сама семейная система. Могут изменяться состав семьи, ее идеологический стиль, способы взаимодействия и функции. Если семья реагирует на стресс недостаточно гибко и становится несбалансированной, то возникает опасность дисфункции, т.е. патологического функционирования семьи: жестокого обращения с детьми, разрушения психического здоровья членов семьи, ухудшения или распада внутрисемейных отношений. Если такая ситуация затягивается, это может привести семью к необходимости терапии. Наличие в семье ребенка с ограниченными возможностями рассматривается как хроническая стрессогенная ситуация.
Советы родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии
Вам очень трудно сейчас. Вы столько времени ждали, когда наступит долгожданный час и родится ваш малыш. Вы надеялись вместе с ним строить его и вашу жизнь. А теперь вы полагаете, что все рухнуло. Жизнь кажется вам наполненной непроходящей тоской и болью.
Не отчаивайтесь! Не все так безнадежно! Возьмите себя в руки! Вашему малышу, каким бы он ни был, нужна помощь, и эта помощь должна прийти именно от вас. Вы ему нужны мужественными, сильными, а не слабыми и беспомощными. Наберитесь терпения и помогите ему и… себе. Преодолейте страх и отчаяние. Помните о том, что не отчаяние и неверие в свои возможности, а любовь к ребенку и терпеливая постоянная забота о нем позволят вам добиться наибольших успехов.
Постарайтесь оценить сложившуюся ситуацию трезво. Ведь вы и сами знаете, что любая проблема может быть разрешена только в том случае, если ее четко себе представляешь. Сейчас вам мешают и страшат неизвестность и неопределенность. Чтобы найти выход, лучше действовать, а не предаваться переживаниям. Но действовать нужно обдуманно. Мы предлагаем вам следующий план.
В связи с тем, что у вашего ребенка слабое здоровье, ему, а возможно, и вам требуются различные виды помощи, а именно:
- медицинская,
- педагогическая,
- психологическая.
Возможно вы уже обращались за консультацией к врачам, и получили ее. Тем не менее мы уточним, что должен включать в себя каждый из видов помощи.
Медицинская помощь
Вы обязательно должны проконсультировать своего ребенка у невролога или психоневролога независимо от того, дал ли вам такую рекомендацию педиатр. Это можно сделать в детской поликлинике по месту жительства или в любом детском медицинском учреждении, в котором есть такие специалисты. Каким бы ни был диагноз, поставленный вашему ребенку, постарайтесь не терять присутствия духа. Ведь диагноз может еще уточняться в течение первых лет жизни ребенка.
Однако нельзя терять время, необходимое для лечения ребенка, так как существуют заболевания, которые, в случае их ранней диагностики, оказываются практически излечимыми.
Заболевания у детей раннего возраста могут быть различными. Особое внимание медицинским рекомендациям должны уделить родители тех детей, у которых выявлено раннее и грубое отставание в сроках психомоторного, психоречевого и психофизического развития. Одновременно ваш ребенок может иметь и другие отклонения (нарушения слуха, зрения и др.), которые могут быть диагностированы только специалистами. Отнеситесь внимательно ко всем рекомендациям врачей и старайтесь точно их выполнять. Врачи назначат медикаментозную терапию и подскажут план дальнейшей медицинской реабилитации вашего ребенка.
Диагностика и психолого-педагогическая помощь
Чтобы исправить выявленные у вашего ребенка нарушения, одной медицинской помощи не достаточно. Необходимы психологическая и педагогическая коррекция. Если проблема четко определена и очерчена, она может быть разрешена.
Многолетние исследования показали, что при условии ранней диагностики – не позднее 4 – 6 месячного возраста ребенка – и раннего начала адекватного систематического психолого-педагогического воздействия практическое выздоровление и нормализация различных функций могут быть достигнуты в 60 – 70% случаев к 2 – 3-летнему возрасту. В случае позднего выявления у детей перинатальной патологии ЦНС и отсутствия адекватной коррекционной работы возникновение тяжелых двигательных, психических и речевых нарушений более вероятно.
Не пытайтесь убедить специалистов, к которым вы пойдете на консультацию, в том, что ваш ребенок такой, как все. Будьте внимательны к их советам и рекомендациям. Не бойтесь постановки ребенку «страшного» для вас диагноза (умственная отсталость, детский церебральный паралич, ранний детский аутизм и др.). Не уподобляйтесь страусу, который прячет голову в песок, чтобы не видеть опасности. Примите существующую реальность – нарушение развития у вашего ребенка.
Многие родители тратят драгоценное время, силы и энергию зря, отрицая существующие у ребенка проблемы. Некоторые стараются как бы их не замечать. Другие слишком много думают о них, внутренне страдают и также стараются доказать окружающим, что для них этих недостатков нет. Такое понимание сложившейся ситуации непродуктивно. Оно не принесет пользы ни вам, ни вашему ребенку. Не отрицайте наличие проблем. Найдите в себе мужество и признайтесь в том, что у вашего ребенка есть отклонения в развитии. Ведь, в сущности, не столь важно, как называется заболевание или состояние, в котором находится ваш ребенок. Важнее знать, какие существуют возможности коррекции этих нарушений. А в этом вам помогут специалисты – врачи, психологи, педагоги. Не травмируйте себя и не испытывайте стыда из-за поставленного диагноза.
Постарайтесь также не поддаваться агрессии, раздражению, подавленности и страху, которые, естественно, могут возникнуть из-за волнения о здоровье вашего ребенка.
Не преувеличивайте проблемы вашего ребенка. Никогда не говорите себе, что из него ничего не выйдет. В жизни есть много такого, что предсказать с позиций сегодняшнего дня трудно. Все зависит от вашей мудрости, терпения и усилий.
С другой стороны, не стройте себе воздушных замков и не ждите чуда. Никто не сможет сделать так, чтобы у вашего ребенка не осталось проблем. Но только в вашей власти сделать для него максимально много.
Не старайтесь быть «скорой помощью» для вашего ребенка. Не делайте за него то, что он может сделать сам. Постепенно приучайте его преодолевать посильные для него трудности. Только руководя этим процессом, вы сможете ему помочь. В случае неповиновения ребенка, его непослушания, переходящего в истерику или упрямство, покажите ему правильный выход из трудного положения. Продемонстрируйте ему при этом свою любовь.
Не поддавайтесь унынию, ведь вы только в начале жизненного пути вашего ребенка. Этот путь, безусловно, сложнее, чем у многих его сверстников. Но и на нем ему улыбнутся радость, успех и счастье быть любимым, нужным вам, вашим близким и даже чужим людям.
Постарайтесь строить ваши отношения с ребенком на основе любви и взаимного доверия. Ваш ребенок в любом возрасте, будь он младенцем или уже подростком, все равно ваш РЕБЕНОК. Он нуждается в том, чтобы о нем заботились.
Наличие у вашего ребенка нарушений развития вовсе не означает, что вы и он несчастны. Наоборот, такие дети чистосердечны и бесхитростны. Их отношение к людям проникнуто сердечностью, дружелюбием, искренностью, преданностью и любовью.
Любите вашего ребенка. Не отвергайте его из-за физического или интеллектуального несовершенства! Поверьте, что через некоторое время, эти недостатки для вас перестанут быть значимыми.
Прежде всего, не думайте о том, что у вас родился и растет не такой, как у всех, ребенок. Боль, которую вы перенесли и которая сейчас в вашем сердце, наносит вам огромный вред. Запретите себе подобные мысли.
Если вам очень плохо, а помочь некому, постарайтесь вспомнить какое-либо приятное событие из вашей жизни, вспомните ощущения и чувства, которые вы тогда испытывали. Постарайтесь как можно дольше задержаться на этих воспоминаниях о приятных событиях вашей жизни. Для вашего организма подобные воспоминания станут своеобразным «психологическим витамином». Если печальные мысли не покидают вас постоянно, это нужно делать каждый день.
Одновременно научитесь управлять собой, своими ощущениями и чувствами, мыслями и действиями. В случае возникновения тревожного или депрессивного состояния научитесь говорить себе «СТОП».
Прогнозируйте любую ситуацию, участником которой становитесь вы, ваш ребенок и окружающие вас лица. Если вы почувствовали недоброжелательное отношение к себе или к ребенку, не старайтесь изменить позицию другого, доказывая, что он не прав. Не тратьте силы на бессмысленный спор. Просто отойдите от этого человека. Всегда ведите себя корректно. Не повышайте голос и не кричите.
С другой стороны, умейте защищать себя и ребенка. В случае возникновения неприятных ощущений, связанных с разглядыванием вашего ребенка, мысленно постройте защитную стенку (поместите ребенка и себя в невидимый футляр, броню), отделяющую вас от любого неприятного и раздражающего субъекта.
Научитесь смягчать, нейтрализовывать любой конфликт своим доброжелательным отношением к окружающим. Старайтесь разряжать тяжелую атмосферу позитивным настроением, улыбкой, шуткой. Но никогда не позволяйте унижать ваше человеческое достоинство. Не конфликтуйте на улице, в магазине или в транспорте. Научитесь уходить от конфликта, когда вы не в состоянии перетянуть чашу весов в свою пользу.
Если у вас есть возможность оставлять ребенка с кем-либо из домашних, постарайтесь найти себе работу.
Возобновите ваши старые связи, вспомните старых друзей. Не прячьтесь в своем доме со своим горем и болью, как улитка в раковине. Постарайтесь найти среди старых и новых знакомых тех, кто мог бы адекватно принимать вас и вашего ребенка, тех, на кого вы могли бы его оставить в случае необходимости на некоторое время, кто мог бы вас поддержать в трудную минуту.
Исключите обвинения в ваших отношениях с мужем. Старайтесь не утратить доверительности и искренности чувств.
Обсуждайте с мужем проблемы семьи и проблемы ребенка. Обменивайтесь мнениями о его будущем. Старайтесь привлекать мужа к заботам о малыше, давая ему различные поручения. Не обращайте внимания на его заявления о том, что он был на работе, устал и ему нужно отдохнуть. Даже самая ответственная работа не может помешать отцу заботится о своем ребенке. Пробудите в муже интерес к развитию малыша. Используйте выходные дни для проведения общего досуга.
Стремитесь к тому, чтобы чувство смущения, которое испытывают многие мужчины, везя в коляске своего больного ребенка, постепенно исчезло у вашего мужа. Ведь чем ближе сердцем к ребенку, тем меньше замечаешь его физические и психические недостатки.
Приобщайте к заботе о ребенке и близких мужа. Он это, безусловно, оценит.
Ваша жена, мать вашего ребенка, находится в состоянии постоянного стресса. Тот факт, что именно она родила больного ребенка, вызывает у нее самые противоречивые чувства, следствием которых являются слезы, истерики, непредсказуемый гнев, агрессия, бесконтрольная депрессия или апатия. Женщины очень тяжело переносят подобный удар судьбы. Не всякий человек способен выдерживать удар такой силы, да еще и столь длительное время.
Постарайтесь понять чувства и переживания вашей жены. Не ставьте ей в укор то, что ребенок родился таким. Ведь ребенок общий – ваш и ее. Нет смысла выяснять, кто виноват. Виновных нет! Есть проблема, которую необходимо решать обоим.
Быть мужчиной – значит быть сильным. Постарайтесь передать хотя бы часть вашей силы и мужества жене.
Многие считают, что основная обязанность мужчины – материальное обеспечение семьи. Вы, конечно, правы. Но вашей жене, женщине, которую вы любите, и которая родила от вас ребенка, нужна еще и другая поддержка – психологическая, точнее, просто человеческая, душевная поддержка. Поддержите вашу жену словом, своей позицией, вашим отношением к ней и к ребенку. Пусть она почувствует, что рядом с ней действительно Мужчина, который не оставил и НИКОГДА не оставит ее в трудную минуту.
Некоторые мужчины испытывают психологические трудности, связанные с проблемой привыкания к своему новому положению – отца больного ребенка. Не спешите уже сейчас решать за ребенка, что он сможет или не сможет в будущем. Просто следуйте рекомендациям:
- старайтесь больше времени проводить с ребенком;
- научитесь помогать ему в том, чего он пока не умеет;
- гуляйте с ребенком в свободное время, освободив жену для выполнения домашних дел;
- не обращайте внимания на назойливые расспросы и советы окружающих;
- не срывайте свой гнев на ребенке, если он не справляется с каким-либо заданием или не умеет чего-либо делать. Подумайте, как можно его этому научить, посоветуйтесь с женой;
- вносите в отношения с ребенком больше позитивной энергии, задора и радости;
- создавайте ваш очаг и ваш дом. Жена и ребенок держатся за вас, как за соломинку. Кроме вас, у них нет другой опоры в жизни. Будьте для них этой опорой, и вы построите свое счастье!
Матери ребенка необходимо знать, что в ранний период жизни (от рождения до трех лет), особенно в первые два года, основным фактором развития ребенка является ее общение с ним. Чем больше времени уделяет мать ребенку, тем успешнее будут преодолеваться недостатки его развития.
Дети с недостатком здоровья гораздо пассивнее, чем нормально развивающиеся. Они реагируют на мать позднее, чем здоровые, позднее отвечают на ее ласки, обращение к ним. Именно поэтому матери необходимо быть более активной самой, больше уделять времени ребенку и не ограничивать контакты с ним удовлетворением лишь его биологических потребностей (кормлением, купанием, сменой подгузников). Но и во время этих каждодневных забот нужно тоже общаться с ребенком, разговаривать с ним, ласкать его.
Очень важно, чтобы на этом этапе ребенок научился реагировать на ваше лицо, улыбку, ваши действия. Важно вызвать у него положительные ответные реакции – улыбку, смех, вокализации, движения ручками или ножками. Для этого чаще разговаривайте с ребенком, стремитесь к тому, чтобы он научился реагировать на ваш голос, который всегда должен звучать нежно и ласково.
Эмоционально-личностное общение с ребенком могут осуществлять и другие взрослые. В первую очередь отец, бабушки, дедушки, братья и сестры. Важно, чтобы это общение было не только наполнено теплом и лаской по отношению к ребенку, но и способствовало его развитию и, таким образом, вхождению в человеческий мир.
Далее мы предлагаем родителям краткий план действий по воспитанию и обучению детей, страдающих эмоциональными, интеллектуальными, сенсорными или двигательными нарушениями. Мы не пытаемся изложить подробно все методики, а лишь сообщаем родителям те направления, по которым им следует работать и по которым они могут получить соответствующие консультации у специалистов, а именно:
- эмоционально-личностное развитие ребенка;
- развитие предметной деятельности;
- обучение навыкам приема пищи, опрятности, одевания и умывания;
- обучение игре;
- подготовка к школе;
- обучение в специальной школе (если в этом возникла необходимость).
Известно, что вероятность благополучного развития ребенка вообще, а тем более ребенка с отклонениями в развитии, выше, если его мать довольна своим положением в жизни и не испытывает при этом внутренних негативных переживаний.